Приобретение транспортного средства (далее — ТС) в лизинг на практике является достаточно распространенным в строительной сфере. При этом в подавляющем большинстве случаев заключается договор выкупного лизинга — договор лизинга, предусматривающий переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю при внесении им всех лизинговых платежей или приобретение предмета лизинга по символической цене.
По выкупному лизингу приобретаются легковые автомобили, легкий коммерческий транспорт, грузовые автомобили, строительная спецтехника, автобусы. Востребованность выкупного лизинга в отношении ТС связана с тем, что у клиента лизинговой компании имеется интерес не собственно во временном владении и пользовании имуществом, а фактически в получении «кредитных средств» на приобретение ТС в собственность.
Обращение к данной проблематике имеет как научный, так и практический интерес, поскольку в законе нет правовых норм, ориентированных на конкретное имущество, составляющее предмет лизинга.
Договор лизинга определяется Гражданским кодексом РФ [1] как самостоятельный вид договора аренды (Глава 34). Вместе с тем в науке много дискуссий относительно правовой природы договора лизинга. Это объясняется тем, что на практике между участниками лизинга складывается сложный комплекс правовых и экономических отношений, в совокупности объединяющий отношения по купле-продаже, поручению, кредитованию, инвестированию, аренде, расчетам, страхованию (что особо важно в отношении лизинга ТС в силу обязательности страхования автогражданской ответственности). Поэтому достаточно условным следует признать определение договора лизинга в качестве разновидности аренды, тем более когда речь идет о лизинге с правом выкупа (договор выкупного лизинга).
Фактически здесь складываются отношения по приобретению имущества в рассрочку с сохранением права собственности у инвестора на предмет лизинга (лизингодателя) как способ обеспечения исполнения обязательства до момента полного погашения лизинговых платежей приобретателем (лизингополучателем).