По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Юлия Зайцева: «Работа, о которой мечтают миллионы девушек»

Один из самых весомых и знаменитых пиар-директоров литературного мира — Юлия Зайцева — сегодня гость нашего журнала. Она не только бессменный и единственный продюсер Алексея Иванова. Юлия — самостоятельная, самобытная единица, которая вывела на новый уровень бизнес-отношения писателей и литературного сообщества, изобрела новый жанр и помогает соотечественникам полюбить свою страну. Статья предоставлена Ольгой Новгородовой. Приводится в сокращении.

— Расскажите, пожалуйста, как вам пришла в голову мысль стать литературным продюсером? Это ведь очень странно и страшно — делать то, чего никто и никогда не делал до тебя.

— Все сложилось автоматически, я заранее ничего не просчитывала и не планировала. 19 лет назад я познакомилась с писателем Алексеем Ивановым. Он уже тогда был звездой, его романы «Сердце пармы», «Золото бунта», «Географ глобус пропил» выходили гигантскими тиражами. Журналистов «Эксперта», «Афиши» и Newsweek командировали на Урал, чтобы взять у него интервью. Его фотосессии публиковали в Playboy и Maxim. У него уже был известный и влиятельный литературный агент. Но проблема заключалась в том, что у Иванова было много идей и проектов, а агент курировал множество авторов, поэтому для Иванова был практически неуловим. А я была заряженным молодым преподавателем университета, вела журналистику, защитила диссертацию по русской литературе, в качестве второго высшего изучала PR в питерском университете. И параллельно учебе замутила несколько крупных проектов на пару тысяч участников. Короче, действовала на все 360 градусов. Иванова моя энергия впечатлила, и он предложил мне сделать с ним смелый проект — фильм «Хребет России». Быть его генеральным продюсером и одним из ведущих. Мы сняли пилот, нашли финансирование в два миллиона долларов, и понеслось. Я организовывала съемки и сама снималась, встретилась с Константином Эрнстом и удачно продала премьеру на Первый канал. Так что не оставила старому агенту Иванова никаких шансов. Алексей предложил мне рулить всеми его правами.

Должность, о которой мечтают миллионы девушек. Мне было страшно, потому что информации о книжном рынке еще нигде не было. Интернет в начале нулевых был почти пуст, писатели и продюсеры скрывали цены и гонорары, я не жила в Москве, не знала, что такое роялти и опционы. В моем арсенале был только железный характер и шахматная логика (в детстве я играла за сборную области). Безумие, отвага и вера в то, что я представляю гениального писателя, помогли мне заключить первый контракт на экранизацию романа «Географ глобус пропил» со студией Тодоровского. Цен я не знала, поэтому назвала с потолка и сумела за нее побороться. Теперь то я знаю, что она была в десять раз выше рынка. Параллельно я изучила контракты прежнего агента Иванова и поняла, что так не пойдет. Литературные агенты на рынке представляют писателей пачками, поэтому они не рубятся за их интересы, заключают типовые договоры издательств, которые не защищают интересы автора. Собственно, их работа подписанием таких договоров и ограничивается. Но это не рационально. Все равно, что открыть месторождение золота, снять жилу с поверхности и бежать дальше. Познакомившись с Ивановым, я решила, что этого золота мне хватит на десятилетия — и начала копать. Организовала стройную бухгалтерскую и юридическую систему, выстроила четкое и удобное для автора взаимодействие со СМИ, издательствами и киношниками, обеспечила быт, занялась имиджем. Словом, сделала всё, чтобы освободить Иванову максимальное количество времени на то, что он умеет делать лучше всех — писать книги. То есть стала не просто литературным агентом по договорам с издательствами, а персональным продюсером, который помогает в производстве, организовывая экспедиции, съемки, определяет медиастратегии.

Для Цитирования:
Ольга Новгородова, Юлия Зайцева: «Работа, о которой мечтают миллионы девушек». Дом культуры. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: