В российской науке сложилась традиция, когда выдающегося ученого начинают чествовать только после его ухода из жизни. Это странно и несправедливо.
Почему не писать, не разговаривать, не осмыслять творчество выдающихся современников-ученых, мэтров науки о народном искусстве, пока они с нами — ведь это большое счастье, особенно для тех, кто делает в науке первые шаги...
Мария Александровна Некрасова — доктор искусствоведения, профессор, член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств, ведущий специалист России в сфере народного и традиционного прикладного искусства родилась 13 ноября 1928 г. в Москве. Окончила искусствоведческое отделение исторического факультета Московского университета, а в 1958 г. аспирантуру НИИ художественной промышленности (Москва), успешно защитив первую диссертацию.
Свыше сорока лет своей научно-творческой деятельности Мария Александровна Некрасова отдала Научно-исследовательскому институту Российской академии художеств, где руководила Отделом декоративного и прикладного искусства, участвовала в многочисленных научных экспедициях в центры бытования народных художественныхпромыслов России.
Научное наследие М.А. Некрасовой — более 20 книг (основополагающая тема — народное искусство как часть духовно-нравственной национальной культуры), а также более 300 научных статей по народному и традиционному прикладному искусству. В 1989 г. за книгу «Народное искусство как часть культуры. Теория и практика» М.А. Некрасовой присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина.
Выступления М.А. Некрасовой на многочисленных симпозиумах, конференциях, обращения с письмами-ходатайствами в различные правительственные инстанции и общественные организации подтверждают обеспокоенность исследователя современной судьбой народных художественных промыслов, предпринимаемые ученым конкретные шаги для их возрождения, восстановления художественного потенциала и статуса, оказания реальной помощи.
Мария Александровна человек необычайно деятельный. Находясь на любой работе — научной, организационной, просветительской, она всегда старается взглянуть дальше будничного горизонта, увидеть перспективу, связать ее живой нитью практики с текущей работой.