По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340 DOI:10.33920/pol-01-2505-03

Языковая подготовка курсантов в ведомственных образовательных организациях как средство обеспечения социального партнёрства

Шалимова Ольга Николаевна канд. пед. наук, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова (oly7788@yandex.ru; +79208178888)

В статье на основании научной педагогической литературы рассматриваются концептуальные подходы к определению процесса языковой подготовки курсантов на занятиях по иностранному языку [1] в образовательных организациях Министерства внутренних дел России. Языковая подготовка рассматривается как средство обеспечения социального партнёрства [8]. Актуальность проведения анализа осуществления языковой подготовки курсантов ведомственных образовательных организаций определяется возрастающим миграционным потоком и сложившейся ситуацией на арене внутренней и внешней политики в Российской Федерации, необходимостью осуществления мероприятий, направленных на поддержание общественной безопасности и сдерживание внешних угроз. Данные положения требуют переосмысления концептуальных подходов к языковой подготовке будущих сотрудников органов внутренних дел как средства осуществления социального партнёрства [4]. В рамках настоящего исследования применены различные всеобщие и общенаучные методы [2], в частности, анализ, синтез, описание и теоретизация. В контексте социального партнёрства используются различные приёмы научного поиска, которые способствуют совершенствованию взаимодействия и взаимопонимания между различными социальными партнёрами с целью достижения общих целей и решения социальных проблем. Исследование языковых практик [3] на родном и иностранном языках, применяемых преподавателями с курсантами и слушателями во время обучения, выполнено с помощью анализа дискурса. Разбор профессионально ориентированных ситуаций способствует выявлению смысловых и идеологических установок и стратегий, способствующих достижению целей профессиональной коммуникации и лучшему пониманию позиций и интересов сторон. Благодаря использованию во время языковой подготовки метода визуализации (когнитивное картрирование) структуры знаний и представлений участников профессионально ориентированного диалога между сотрудниками полиции и гражданским населением имеется возможность оценить то, как разные стороны воспринимают информацию (проблему) на родном и иностранном языках, используют её, и какие они могут дать аргументы для обоснования своей точки зрения в поисках путей достижения компромисса. Ключевым аспектом во время языковой подготовки на родном и иностранном языках является лингвистический анализ текстов, включающий в себя изучение лексики, содержащихся в текстах грамматических структур, стилистических и национальных особенностей [5], которые могут стать помехой для восприятия новой информации. Знакомство с культурой страны изучаемого языка включено, в рамках рабочих программ, в перечень тем, подлежащих освоению на начальном этапе. Этнографический подход применяется для устранения культурных различий и барьеров между участниками общения. Проведение социолингвистического анализа позволяет установить взаимосвязь между обществом и языком (родным и иностранным), определяет социальные факторы, определяющие использование родного и иностранного языков в рамках социального общения и партнёрства, а также эффективность применения иностранного языка сотрудниками полиции в рамках выполнения профессиональных задач [12]. Метод перевода в исследовании позволяет принять во внимание и опыт языковой подготовки и особенности профессионального образования в зарубежных странах. Контент метод применим в процессе работы на занятиях иностранного и родного языков при разборе текстов по темам, предусмотренным рабочими программами дисциплин. Метод используется для выявления ключевых идей, впоследствии, активно обсуждаемых и аргументируемых на занятиях с применением диалогового подхода и коммуникативных технологий с курсантами и слушателями.

Литература:

1. Андреева, Н.В. Языковое образование в ведомственных образовательных организациях / Н.В. Андреева // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Педагогическое образование. — 2020. — № 2 (54). — С. 15–22.

2. Борисова, Е.Б. Современные подходы к обучению иностранному языку в высших учебных заведениях / Е.Б. Борисова. — Москва: Наука.— 2019. — 256 с.

3. Верещагина, И.Н. Методика обучения иностранным языкам / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. — Москва: Просвещение. — 2016. — 384 с.

4. Горбунова, О.В. Социальное партнёрство в системе профессионального образования / О.В. Горбунова // Образование и наука.— 2018. — Т. 20, № 10. — С. 103–118.

5. Зиновьева, Т.И. Особенности языковой подготовки курсантов в условиях современного образовательного пространства / Т.И. Зиновьева // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. — 2021. — № 76 (94). — С. 21–28.

6. Иванов, А.А. Междисциплинарная интеграция в образовательном процессе ведомственных организаций / А.А. Иванов // Высшее образование сегодня. — 2020. — № 12. — С. 23–29.

7. Иностранный язык: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 40.03.02 Обеспечение законности и правопорядка, направленность образовательной программы — Административная деятельность полиции (деятельность сотрудника подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения), очная форма обучения, набор 2024 года / сост.: Мартынова Н.А., Шашкова В.Н., Щербенко Л.Р. — Орёл: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2024. — 35с.

8. Козлова, В.А. Формирование социально-культурной компетенции у курсантов через изучение иностранного языка / В.А. Козлова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 11–2. — С. 45–49.

9. Крылов, А.В. Организация учебного процесса в военных вузах: опыт и перспективы / А.В. Крылов. — Санкт-Петербург: Питер. — 2018. — 320 с.

10. Образцов, П.И. Формирование общекультурных компетенции будущего офицера полиции в рамках компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования / П.И. Образцов, О.Н. Шалимова // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2017. — № 1 (74). — С. 200–203.

11. Смирнов, А.И. Профессиональная ориентация курсантов на занятиях по иностранному языку / А.И. Смирнов // Иностранные языки в школе. — 2021. — № 3. — С. 18–24.

12. Павлов, А.С. Правопорядок в современном обществе: факторы и условия обеспечения / А.С. Павлов // Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования: Сборник научных трудов 4-й Международной научной конференции. В 2-х томах, Курск, 19 ноября 2021 года. — Курск: Юго-Западный государственный университет. — 2021. — С. 541–544.

13. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СЗ РФ. — 2011. — № 7. — Ст. 900; 2022. — № 1 (часть I). — Ст. 85.

14. Тутуков, А.Ю. К вопросу об обеспечении правопорядка в общественных местах / А.Ю. Тутуков, Л.Ю. Таова // Евразийский юридический журнал. — 2019. — № 8 (135). — С. 338–339.

15. Фридерикс, А.В. Формирование универсальных компетенций у курсантов на основе интегративного подхода при обучении иностранному языку / А.В. Фридерикс // Прикладная психология и педагогика. — 2023. Т. 8. — № 3. — С. 55–59.

16. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов / Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. — М.: ИНЭК. — 2007. — С. 12–20.

17. Шалимова, О.Н. Формирование общекультурных компетенций у будущих офицеров полиции в образовательных организациях МВД: автореф. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук. — Орёл. — 2020. — 243 с.

18. Шалимова, О.Н. Дидактические особенности формирования вербальных средств общения // Образование и общество. –2024. — № 2 (145). — С. 33–39.

19. Шалимова, О.Н. Языковая грамотность как фактор, формирующий профессиональную компетентность специалиста по обеспечению безопасности дорожного движения / О.Н. Шалимова // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2024. — № 3 (104). — С. 313–316.

20. Шашкова, В.Н. Риторика: учебное пособие / В.Н. Шашкова, О.В. Цыбакова, О.Н. Шалимова. — Орёл: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. — 2022. — 93 с.

1. Andreeva, N.V. Iazykovoe obrazovanie v vedomstvennykh obrazovatelnykh organizatsiiakh [Language education in departmental educational organizations] / N.V. Andreeva // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Moscow State Pedagogical University]. Series: Pedagogical education. — 2020. — № 2 (54). — P. 15–22. (In Russ.)

2. Borisova, E.B. Sovremennye podkhody k obucheniiu inostrannomu iazyku v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh [Modern approaches to teaching a foreign language in higher educational institutions] / E.B. Borisova. Moscow: Nauka Publ. –2019. — 256 p. (In Russ.)

3. Vereshchagina, I.N. Metodika obucheniia inostrannym iazykam [Methods of teaching foreign languages] / I.N. Vereshchagina, T.A. Pritykina. — Moscow: Prosveshchenie. — 2016. — 384 p. (In Russ.)

4. Gorbunova, O.V. Sotsialnoe partnerstvo v sisteme professionalnogo obrazovaniia [Social partnership in the professional education system] / O.V. Gorbunova // Obrazovanie i nauka [Education and Science]. — 2018. — Vol. 20. № 10. — P. 103–118. (In Russ.)

5. Zinovieva, T. I. Osobennosti iazykovoi podgotovki kursantov v usloviiakh sovremennogo obrazovatelnogo prostranstva [Features of language training of cadets in the modern educational environment] / T. I. Zinovieva // Voprosy sovremennoi nauki i praktiki [Issues of Modern Science and Practice]. V. I. Vernadsky University. — 2021. — № 76 (94). — P. 21–28. (In Russ.)

6. Ivanov, A.A. Mezhdistsiplinarnaia integratsiia v obrazovatelnom protsesse vedomstvennykh organizatsii [Interdisciplinary integration in the educational process of departmental organizations] / A.A. Ivanov // Vysshee obrazovanie segodnia [Higher Education Today]. — 2020. — № 12. — P. 23–29. (In Russ.)

7. Inostrannyi iazyk: rabochaia programma uchebnoi distsipliny po napravleniiu podgotovki 40.03.02 Obespechenie zakonnosti i pravoporiadka [Foreign language: the working program of the academic discipline in the field of training 40.03.02 Ensuring law and order], the focus of the educational program is the administrative activities of the police (the activities of an employee of the traffic safety unit), full-time education, enrollment in 2024 / comp.: Martynova N.A., Shashkova V.N., Shcherbenko L.R. — Orel: V.V. Lukyanov Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2024. — 35р. (In Russ.)

8. Kozlova, V.A. Formirovanie sotsialno-kulturnoi kompetentsii u kursantov cherez izuchenie inostrannogo iazyka [Formation of socio-cultural competence among cadets through learning a foreign language] / V.A. Kozlova // Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Topical Problems of the Humanities and Natural Sciences]. — 2019. № 11–2. — P. 45–49. (In Russ.)

9. Krylov, A.V. Organizatsiia uchebnogo protsessa v voennykh vuzakh: opyt i perspektivy [Organization of the educational process in military universities: experience and prospects] / A.V. Krylov. — St. Petersburg. — 2018. –320 p. (In Russ.)

10. Obraztsov, P. I. Formirovanie obshchekulturnykh kompetentsii budushchego ofitsera politsii v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda v sisteme vysshego professionalnogo obrazovaniia [Formation of the general cultural competencies of a future police officer within the framework of a competence-based approach in the system of higher professional education] / P. I. Obraztsov, O.N. Shalimova // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of the Orel State University]. — 2017. — № 1 (74). — P. 200–203. (In Russ.)

11. Smirnov, A. I. Professionalnaia orientatsiia kursantov na zaniatiiakh po inostrannomu iazyku [Professional orientation of cadets in foreign language classes language] / A. I. Smirnov // Inostrannye iazyki v shkole [Foreign Languages at School]. — 2021. — № 3. — P. 18–24. (In Russ.)

12. [12] Pavlov, A. S. Pravoporiadok v sovremennom obshchestve: faktory i usloviia obespecheniia [Law and order in modern society: factors and conditions of provision] / A. S. Pavlov // Gosudarstvo i pravo: problemy i perspektivy sovershenstvovaniia [State and Law: Problems and Prospects of Improvement]: Proceedings of the 4th International Scientific Conference. In 2 volumes, Kursk, November 19, 2021. Kursk: Southwestern State University. 2021. P. 541–544. (In Russ.)

13. [13] On police: Federal Law No. 3-FZ of 07.02.2011 (as amended on 29.12.2022) // SZ RF. — 2011. — No. 7. — Article 900; 2022. — № 1 (Part I). — Art. 85. (In Russ.)

14. Tutukov, A. Iu. K voprosu ob obespechenii pravoporiadka v obshchestvennykh mestakh [On the issue of law enforcement in public places] / A. Iu. Tutukov, L. Iu. Taova // Evraziiskii iuridicheskii zhurnal [Eurasian Law Journal]. — 2019. — № 8 (135). — P. 338–339. (In Russ.)

15. Friederiks, A.V. Formirovanie universalnykh kompetentsii u kursantov na osnove integrativnogo podkhoda pri obuchenii inostrannomu iazyku [Formation of universal competencies among cadets based on an integrative approach in teaching a foreign language] / A.V. Friederiks // Prikladnaia psikhologiia i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy]. — 2023. Vol. 8. — №. 3. — P. 55–59. (In Russ.)

16. Khutorskoi, A.V. Opredelenie obshchepredmetnogo soderzhaniia i kliuchevykh kompetentsii kak kharakteristika novogo podkhoda k konstruirovaniiu obrazovatelnykh standartov [Definition of general subject content and key competencies as a characteristic of a new approach to the design of educational standards] / Kompetentsii v obrazovanii: opyt proektirovaniia [Competencies in Education: Design Experience]: collection of scientific papers / Edited by A.V. Khutorskoi. Moscow: INEK, 2007. P. 12–20. (In Russ.)

17. Shalimova, O.N. Formirovanie obshchekulturnykh kompetentsii u budushchikh ofitserov politsii v obrazovatelnykh organizatsiiakh MVD [Formation of general cultural competencies among future police officers in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs]: abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate of Pedagogy. — Orel. — 2020. — 243 p. (In Russ.)

18. Shalimova, O.N. Didakticheskie osobennosti formirovaniia verbalnykh sredstv obshcheniia [Didactic features of the formation of verbal means of communication] // Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society]. — 2024. — № 2 (145). — P. 33–39. (In Russ.)

19. Shalimova, O.N. Iazykovaia gramotnost kak faktor, formiruiushchii professionalnuiu kompetentnost spetsialista po obespecheniiu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniia [Language literacy as a factor shaping the professional competence of a specialist in road safety] / O.N. Shalimova // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of the Orel State University]. — 2024. — № 3 (104). — P. 313–316. (In Russ.)

20. Shashkova, V.N. Ritorika [Rhetoric]: a textbook / V.N. Shashkova, O.V. Tsybakova, O.N. Shalimova. — Orel: V.V. Lukyanov Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — 2022. — 93 p. (In Russ.)

Статья поступила 17.02.2025

Статья подписана в печать 18.03.2025

The article was received on 17.02.2025

The article was signed for publication on 18.03.2025

Обеспечению эффективной системной подготовки курсантов, а также их адаптации и интеграции в международное профессиональное сообщество способствует поэтапная планомерная работа на практических занятиях по иностранному языку. Иностранный язык — дисциплина обязательная, так как в будущей профессиональной деятельности [14], сотрудник полиции, согласно закону [13] о полиции1 , в рамках поставленных задач, будет вынужден действовать по предназначению, вступая в контакт с иностранными гражданами наравне с гражданами Российской Федерации. Рабочие программы языковых учебных дисциплин в полной мере отражают данный аспект, определяя цели и задачи прохождения дисциплин.

Определяя этапы работы на занятиях по иностранному языку в рамках рабочей программы, стоит уделить особое внимание формированию у курсантов, обучающихся по различным специальностям и направлениям подготовки, понимания важности изучения языка для будущей профессиональной деятельности.

Традиционно обучение языку в образовательных организациях высшего образования начинается с определения уровня владения языком, так как обучающиеся начинают изучать иностранный язык ещё в школе и поступают на обучение, уже имея определённый опыт. Уровень владения иностранным языком (начальный, средний, продвинутый) выявляется с помощью тестирования. Тесты могут быть разработаны для конкретной программы по специальности или направлению подготовки, также это может быть общий стандартизированный тест. По видам тесты делятся на грамматические, лексические, а также тесты для проверки навыков аудирования, чтения, письма и говорения, то есть всех видов речевой деятельности.

Для проверки коммуникативных навыков курсанта может быть использовано интервьюирование. Курсант во время беседы сможет показать способность выражать мысли, использовать лексику и строить предложения.

Для Цитирования:
Шалимова Ольга Николаевна, Языковая подготовка курсантов в ведомственных образовательных организациях как средство обеспечения социального партнёрства. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: