«Язык — это путеводитель, приобретающий все большую значимость в качестве руководящего начала в научном изучении культуры»
Э. Сепир [7, c. 123]
Наиболее полно и последовательно исследует отношение языка и культуры лингвокультурология, представляющая собой «целостное теоретико-описательное исследование объектов как функционирующей системы культурных ценностей, отраженных в языке /…/ на основании теории лингвистической относительности» [11]. Основу этой гипотезы составляет убеждение, что люди видят мир по-разному — сквозь призму своего родного языка, что язык — это не просто инструмент для воспроизведения мыслей, он сам формирует наши мысли. Для сторонников этой точки зрения реальный мир существует так, как он отражается в языке: по-разному говорящие люди по-разному смотрят на мир. Но если каждый язык отражает действительность только присущим ему способом, то, следовательно, языки различаются своими «языковыми картинами мира».
Ф. де Соссюр писал: «Наше определение языка предполагает устранение из понятия „язык“ всего того, что чуждо его организму, его системе, — одним словом того, что известно под названием „внешней лингвистики“, хотя эта лингвистика и занимается очень важными предметами и хотя именно ее главным образом имеют в виду, когда приступают к изучению речевой деятельности» [9, c. 56]. Гипотеза Сепира — Уорфа основана на положении, что язык является основой той картины мира, которая естественным образом складывается у каждого человека и приводит в порядок (гармонизирует) огромное количество предметов и явлений окружающего нас мира.
В концепции «язык и культура» сходятся интересы всех наук о человеке, это та сквозная идея, которая разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка. Язык представляет собой главную форму выражения и существования национальной культуры. Э. Сепир писал: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают». Язык, таким образом, выступает как реализованная внутренняя форма выражения культуры, как «средство аккумуляции знаний культуры» [8, c. 193].