По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 8113 DOI:10.33920/nik-02-2304-05

Язык и культура как сфера изучения лингвокультурологии

Григорьева Ирина Андреевна помощник директора Института строительства и ЖКХ ГАСИС НИУ «Высшая школа экономики», 109028, Российская Федерация, Москва, Покровский бул., 11, эл. адрес: miriama@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9598-4281

В статье показано, что каждый человек принадлежит к определенной национальной культуре, включающей национальные традиции, язык, историю, литературу. Экономические, культурные и научные контакты стран и их народов делают актуальными темы, связанные с исследованием межкультурной коммуникации, соотношения языков и культур, изучением языковой личности. Автор представляет лингвокультурологию как исходящую от духа языка или от тех или иных явлений, связанных с языковой ментальностью, изучает национально-культурные специфические правила организации языка/культуры. Основной вывод статьи таков: главное назначение культуры — быть средством духовного обогащения личности. Человек погружается в «мир культуры», осваивая множество языков, специфичных для материальной и духовной культуры. Национальный характер культуры предполагает взаимодействие языков и культур разных народов, их взаимное обогащение до целостного «фундаментального основания» — мировой культуры, достижения всего человечества. Культура как творение народа является единством национального (специфического) и общего (интернационального).

Литература:

1. Воробьев, В.В. Лингвокультурология: (Теория и методы) / В.В. Воробьев. — М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. — 331 с.

2. Гумбольдт В. фон. О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / Вильгельм фон Гумбольдт; пер. с нем. яз. под ред. и с предисл. Г.В. Рамишвили. — 2-е изд. — М.: Прогресс, 2000. — 396 с. — С. 324–326.

3. Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию / Вильгельм фон Гумбольдт; пер. с нем. яз. под ред. и с предисл. Г.В. Рамишвили. — 2-е изд. — М.: Прогресс, 2000. — 396 с.

4. Концепт. Образ. Понятие. Символ: [монография] / [Пименова Е.А. и др.] ; Кемер. гос. ун-т, Рос. ассоц. лингвистов-когнитологов (Кемер. отделение). — Кемерово: Графика, 2004. — 275.

5. Леви-Строс К. Структурная антропология / Клод Леви-Строс; пер. с французского В.В. Иванива. — Эксмо-Пресс, 2001. — 512 с.

6. Маслова В.А. Лингвокультурология: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений / В.А. Маслова. — 4-е изд., стер. —М.: Академия, 2010. — 202 с.

7. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир; пер. с англ. под ред. и с предисл.; [с. 5–22] А.Е. Кибрика. — М.: Прогресс: Изд. группа «Универс», 1993. — 654 с.

8. Сепир Э. Язык, раса, культура / Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир; пер. с англ. под ред. и с предисл.; [с. 5–22] А.Е. Кибрика. — Прогресс: Изд. группа «Универс», 1993. — 654 с. — С. 193–195.

9. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики [Текст] / Фердинанд де Соссюр; пер. с 2 фр. изд. А.М. Сухотина; ред. пер. Н.А. Слюсаревой; в виде послесл. ст. Р. Энглера (Берн) «Идеал. форма Соссюр. Лингвистики» (1922 г.). Примеч. Н.А. Слюсаревой; Н.А. Слюсарева. О Фердинанде де Соссюре и его науч. парадигме: ввод. ст. Примеч. — М.: Логос, 1998. — 235 с.

10. Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по слав. мифологии и этнолингвистике / Н.И. Толстой; [Предисл. А. Журавлева]. — М.: Индрик, 1995. — 509 с.

11. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1960. — Вып. 1.

12. Хайдеггер М. Путь к языку // Время и бытие [Текст]: статьи и выступления / Мартин Хайдеггер; [сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В.В. Бибихина]. — М.: Республика, 1993. — 445 с.

13. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика: учебное издание / З.Д. Попова, И.А. Стернин; Федеральное агентство по образованию, Воронежский гос. ун-т. — М.: АСТ: Восток — Запад, 2009. — 314 с.

1. Vorob'yev, V.V. Lingvokul'turologiya: (Teoriya i metody) / V.V. Vorob'yev. — M.: Izdvo Ros. un-ta druzhby narodov, 1997. — 331 s.

2. Gumbol'dt V. fon. O vliyanii razlichnogo kharaktera yazykov na literaturu i dukhovnoye razvitiye // Gumbol'dt V. fon. Izbrannyye trudy po yazykoznaniyu / Vil'gel'm fon Gumbol'dt; per. s nem. yaz. pod red. i s predisl. G.V. Ramishvili. — 2-ye izd. — M.: Progress, 2000. — 396 s. — S. 324–326.

3. Gumbol'dt V. fon. O razlichii stroyeniya chelovecheskikh yazykov i yego vliyanii na dukhovnoye razvitiye chelovechestva // Gumbol'dt V. fon. Izbrannyye trudy po yazykoznaniyu / Vil'gel'm fon Gumbol'dt; per. s nem. yaz. pod red. i s predisl. G.V. Ramishvili. — 2-ye izd. — M.: Progress, 2000. — 396 s.

4. Kontsept. Obraz. Ponyatiye. Simvol: [monografiya] / [Pimenova Ye.A. i dr.] ; Kemer. gos. un-t, Ros. assots. lingvistov-kognitologov (Kemer. otdeleniye). — Kemerovo: Grafika, 2004. — 275.

5. Levi-Stros K. Strukturnaya antropologiya / Klod Levi-Stros; per. s frantsuzskogo V.V. Ivaniva. — Eksmo-Press, 2001. — 512 s.

6. Maslova V.A. Lingvokul'turologiya: uchebnoye posobiye: dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy / V.A. Maslova. — 4-ye izd., ster. —M.: Akademiya, 2010. — 202 s.

7. Sepir E. Izbrannyye trudy po yazykoznaniyu i kul'turologii / E. Sepir; per. s angl. pod red. i s predisl.; [s. 5–22] A.Ye. Kibrika. — M.: Progress: Izd. gruppa «Univers», 1993. — 654 s.

8. Sepir E. YAzyk, rasa, kul'tura / Sepir E. Izbrannyye trudy po yazykoznaniyu i kul'turologii / E. Sepir; per. s angl. pod red. i s predisl.; [s. 5–22] A.Ye. Kibrika. — Progress: Izd. gruppa «Univers», 1993. — 654 s. — S. 193–195.

9. Sossyur F. de. Kurs obshchey lingvistiki [Tekst] / Ferdinand de Sossyur; per. s 2 fr. izd. A.M. Sukhotina; red. per. N.A. Slyusarevoy; v vide poslesl. st. R. Englera (Bern) «Ideal. forma Sossyur. Lingvistiki» (1922 g.). Primech. N.A. Slyusarevoy; N.A. Slyusareva. O Ferdinande de Sossyure i yego nauch. paradigme: vvod. st. Primech. — M.: Logos, 1998. — 235 s.

10. Tolstoy N.I. YAzyk i narodnaya kul'tura: Ocherki po slav. mifologii i etnolingvistike / N.I. Tolstoy; [Predisl. A. Zhuravleva]. — M.: Indrik, 1995. — 509 s.

11. Uorf B.L. Otnosheniye norm povedeniya i myshleniya k yazyku // Novoye v zarubezhnoy lingvistike. — M., 1960. — Vyp. 1.

12. Khaydegger M. Put' k yazyku // Vremya i bytiye [Tekst]: stat'i i vystupleniya / Martin Khaydegger; [sost., per., vstup. st., komment. i ukaz. V.V. Bibikhina]. — M.: Respublika, 1993. — 445 s.

13. Popova Z.D. Kognitivnaya lingvistika: uchebnoye izdaniye / Z.D. Popova, I.A. Sternin; Federal'noye agentstvo po obrazovaniyu, Voronezhskiy gos. un-t. — M.: AST: Vostok — Zapad, 2009. — 314 s.

«Язык — это путеводитель, приобретающий все большую значимость в качестве руководящего начала в научном изучении культуры»

Э. Сепир [7, c. 123]

Наиболее полно и последовательно исследует отношение языка и культуры лингвокультурология, представляющая собой «целостное теоретико-описательное исследование объектов как функционирующей системы культурных ценностей, отраженных в языке /…/ на основании теории лингвистической относительности» [11]. Основу этой гипотезы составляет убеждение, что люди видят мир по-разному — сквозь призму своего родного языка, что язык — это не просто инструмент для воспроизведения мыслей, он сам формирует наши мысли. Для сторонников этой точки зрения реальный мир существует так, как он отражается в языке: по-разному говорящие люди по-разному смотрят на мир. Но если каждый язык отражает действительность только присущим ему способом, то, следовательно, языки различаются своими «языковыми картинами мира».

Ф. де Соссюр писал: «Наше определение языка предполагает устранение из понятия „язык“ всего того, что чуждо его организму, его системе, — одним словом того, что известно под названием „внешней лингвистики“, хотя эта лингвистика и занимается очень важными предметами и хотя именно ее главным образом имеют в виду, когда приступают к изучению речевой деятельности» [9, c. 56]. Гипотеза Сепира — Уорфа основана на положении, что язык является основой той картины мира, которая естественным образом складывается у каждого человека и приводит в порядок (гармонизирует) огромное количество предметов и явлений окружающего нас мира.

В концепции «язык и культура» сходятся интересы всех наук о человеке, это та сквозная идея, которая разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка. Язык представляет собой главную форму выражения и существования национальной культуры. Э. Сепир писал: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают». Язык, таким образом, выступает как реализованная внутренняя форма выражения культуры, как «средство аккумуляции знаний культуры» [8, c. 193].

Для Цитирования:
Григорьева Ирина Андреевна, Язык и культура как сфера изучения лингвокультурологии. Ученый совет. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: