Главная черта всего российского права и его отдельных отраслей – это нестабильность нормативной базы. Это характеризуется несколькими взаимными тенденциями:
• законодатель вносит постоянные многочисленные изменения и дополнения (например, Уголовно-процессуальный кодекс РФ корректировался не менее 200 раз, то есть в среднем один раз в полтора месяца);
• органы исполнительной власти корректируют подзаконные акты в соответствии со стратегическими требованиями, обозначенными как в Законах, так и иных документах (Указах Президента РФ).
Схожие тренды функционирования права характерны и для градостроительной сферы: только в 2020 году ГрК РФ модифицировался несколько раз.
Такая корректировка норм вызвана объективными и субъективными факторами.
К объективным факторам относят:
• изменения в экономико-политической системе России;
• внезапные внешние или внутренние ЧП или ЧС (в 2020 году – коронавирус);
• выявленные в ходе правоприменения различные проблемы (обнаружение в текстовой части «черных дыр» и «белых пятен», формирование дисбалансов прав сторон в суде);
• значительное устаревание прежних положений норм законодательства в связи с санкционной политикой отдельных зарубежных государств.
Одним из существенных субъективных факторов, оказывающих прямое воздействие на текстовую часть законодательства, считается лоббизм.
Под ним понимают правовое и политическое явление, когда представители партий, различных экономических групп (руководители предприятий, организаций, органов власти), имеющие соответствующие средства и инструменты, умышленно продвигают те или иные предложения, которые облегчают или снижают финансовую или иную нагрузку на вверенные им сектора экономики.
Лоббистская деятельность в научной литературе обычно разграничивается на несколько частей: ряд авторов предлагают оценивать явление в позитивном и негативном свете. Позитивный лоббизм имеет целью эффективное согласование, достижение баланса интересов в рамках установленных законом мер. Негативный лоббизм считается неправомерным (он предполагает неформальные способы воздействия на принятие законноустановленных решений).