В 1916 году предприниматель Кларенс Сондерс представил магазин самообслуживания Piggly Wiggly. Концепция была неслыханной: люди ходили между рядами и сами выбирали продукты!
До этого покупатели предъявляли списки покупок продавцам, которые затем приносили или взвешивали товары.
Эта концепция была настолько чужда клиентам, что Сондерсу пришлось разместить рекламу в газетах и провести церемонию открытия с подарками, конкурсом красоты и духовым оркестром, чтобы просто привлечь людей.
Эти продуктовые магазины самообслуживания породили множество идей, которые мы сейчас воспринимаем как должное, например, кассовые стойки, продуманную планировку магазинов, товары с индивидуальной маркировкой цены и покупательские тележки.
Они также ускорили эволюцию фирменной упаковки и рекламы.
Давайте рассмотрим некоторые из последних инновационных функций продуктовых магазинов, многие из которых теперь используются повседневно.
• Самостоятельная касса
Самостоятельные кассы можно проследить вплоть до первых торговых автоматов 1930-х годов. Кларенс Сондерс здесь снова получает заметное упоминание со своими изобретениями: автоматизированный магазин Keedoozle и предшественник самостоятельных касс Foodelectric.
Ожидается, что мировой рынок систем самообслуживания будет расти на 13,3% в год в период с 2022 по 2030 год. В некоторых странах это уже предпочтительный способ оплаты (53,2%), особенно популярный среди представителей поколения Z и миллениалов (61%).
• Магазины без кассиров
Amazon открыл свой первый магазин Amazon Go без кассиров в 2018 году. Для входа в магазин покупателю понадобилось приложение Amazon, в котором есть функции, сканирующие QR-код, сгенерированный в приложении. Приложение связано с учетной записью Amazon и ее способом оплаты.
Магазин использует компьютерное зрение, алгоритмы глубокого обучения и слияние датчиков для регистрации купленных продуктов. Концепция еще молода, но ходит много слухов о масштабном расширении.