— Ярослав Иванович, начнем с вопроса о спросе на образование. Ведь прогноз спроса должен исходить из того, что само обучение продолжается плюс-минус пять лет, да еще нужно подготовиться. То есть речь идет о 10 годах минимум. Насколько реально этот спрос спрогнозировать?
— Пытаться прогнозировать пути развития образования на основе спроса на профессии — дело неблагодарное. Образование определяет спрос в значительно большей степени, чем спрос определяет его. Спрос на образование задается не только рынком труда, но и культурными установками, и потребление играет не меньшую роль, чем работа. Спрос на образование в огромной степени императивен, это одна из базовых ценностей.
В опросах родителей мы видим, что связка «ожидаемый доход (или наличие свободных рабочих мест) — профессиональные компетенции (диплом) — выбор вуза или колледжа» работает слабо. В большей степени люди ориентируются на интересы и способности своих детей, образование предстает как сфера развития человека. Например, многие стараются избегать профессионального колледжа, считая, что там ниже качество окружения учащегося, а вуз выбирается именно как позитивная социальная среда. Показательно, что в гипотетической ситуации, когда колледж дает больший ожидаемый доход, чем вуз, большинство семей все равно выбирают вуз. С каждым годом это становится все очевиднее.
Я сторонник того, чтобы рассматривать образование в качестве независимой ценности, как один из показателей качества общества, качества жизни. В этом отношении нам следует заниматься прогнозом, но он не должен исчерпывать все задачи образования. Образование должно давать обществу нечто большее, чем простое удовлетворение платежеспособного спроса.
— С вашей точки зрения, не спрос формирует предложение, а предложение формирует спрос?
— Конечно, предложение в длинном и даже в среднем периоде формирует спрос. А это период реализации всех основных образовательных программ. Пытаясь следовать за наблюдаемым спросом на образование, мы всегда заходим в тупик. Знаете, как говорят, генералы всегда готовятся к прошедшей войне.