По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 373.5.016:94 DOI:10.33920/nik-02-2304-04

Японо-китайская война (1937–1945) в поэзии китайских авторов (к вопросу об организации внеурочной деятельности по предмету «История»)

Смирнова Наталия Владимировна канд. ист. наук, доцент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета, 185910, Российская Федерация, Карелия Республика, г. Петрозаводск, просп. Ленина, д. 33, эл. адрес: burlana@mail.ru, ORCID 0000-0002-5225-8543
Дорохова Ирина Алексеевна канд. ист. наук, доцент, независимый исследователь, МБОУ Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 55», 185014, Российская Федерация, Карелия Республика, г. Петрозаводск, ул. Оборонная, д. 5, эл. адрес: prakido.2591@gmail.com, ORCID 0000-0001-5081-6399
Хотемская Марина Владимировна учитель истории и обществознания, МБОУ Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 55», 185014, Российская Федерация, Карелия Республика, г. Петрозаводск, ул. Оборонная, д. 5 эл. адрес: marskaya@mail.ru, ORCID 0000-0003-3591-7014

В статье констатируется отношение китайской интеллигенции к событиям 1937–1945 гг. в Китае, которое нашло отражение в конкретной деятельности и творчестве. Цитируется ряд произведений китайских авторов в переводах российских востоковедов. Авторы показывают, что в процессе освоения дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» студентам-историкам четвертого курса Петрозаводского государственного университета, обучающимся по направлению подготовки бакалавриата «Педагогическое образование» (профили «Образование в предметных областях», «История и обществознание»), в целях формирования умения критического отбора учебного материала и творческой реализации образовательных и учебно-воспитательных задач представляется полезным разработать план внеурочного занятия на тему «Японо-китайская война (1937–1945) в поэзии китайских авторов». Материал статьи может быть использован для организации внеурочной деятельности в образовательных организациях по данной теме.

Литература:

1. Касимова Е.Н. Нанкинская резня 1937 года в книге Айрис Чан «Насилие в Нанкине. Забытый холокост времен Второй мировой войны» // Исторические события в жизни Китая и современность. Материалы Всероссийской научной конференции Центра изучения новейшей истории Китая и его отношений с Россией (Москва, 17– 18 февраля 2016 г.). — М.: ИДВ РАН, 2017. — С. 88–97.

2. Маркова С.Д. Китайская поэзия в период национально-освободительной войны 1937–1945 гг. — М.: Издательство восточной литературы, 1958. — 139 с. [Электронный ресурс]. — URL: Маркова, Светлана Даниловна — Китайская поэзия в период национально-освободительной войны 1937–1945 гг. — Search RSL; ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА [Литературоведение] Маркова С.Д. Китайская поэзия в период национально-освободительной войны 1937–1945 гг. (lib.ru)

3. Маркова С.Д. Китайская интеллигенция на изломах XX века. Очерки выживания. — М.: Гуманитарий, 2004. — 571 с. [Электронный ресурс]. — URL: Маркова Светлана Даниловна — Китайская интеллигенция на изломах ХХ века: (очерки выживания) — Search RSL; Китайская интеллигенция на изломах XX века: (очерки выживания) [Светлана Даниловна Маркова] (fb2) читать онлайн | КулЛиб электронная библиотека (coollib.net)

4. Несмелова М.Л. История: Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая программа, Поурочные рекомендации. Базовый уровень. 10–11 класс: учебное пособие для общеобразовательных школ / М.Л. Несмелова, Е.Г. Середнякова, А.О. Сорока-Цюпа. — М.: Просвещение, 2021. — 226 с.

5. Сорока-Цюпа О.С. История. Всеобщая история. Новейшая история, 1914–1945 гг.: 10-й класс: базовый уровень: учебник / О.С. Сорока-Цюпа, А.О. Сорока-Цюпа / под общ. ред. А.О. Чубарьяна. — М.: Просвещение, 2022. — 223 с.

6. Черкасский Л.Е. Китайская поэзия военных лет (1937–49 гг.). — М.: Наука, 1980. — 270 с. [Электронный ресурс]. — URL: Черкасский, Леонид Евсеевич — Китайская поэзия военных лет, 1937–1949 — Search RSL.

7. The Nanjing Massacre in History and Historiography. Edited by Joshua A. Fogel. Foreword by Charles S. Maier. — Berkeley — Los Angeles — London: University of California Press, 2000. — 248 p.

1. Kasimova Ye.N. Nankinskaya reznya 1937 goda v knige Ayris Chan «Nasiliye v Nankine. Zabytyy kholokost vremen Vtoroy mirovoy voyny» // Istoricheskiye sobytiya v zhizni Kitaya i sovremennost'. Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii Tsentra izucheniya noveyshey istorii Kitaya i yego otnosheniy s Rossiyey (Moskva, 17–18 fevralya 2016 g.). — M.: IDV RAN, 2017. — S. 88–97.

2. Markova S.D. Kitayskaya poeziya v period natsional'no-osvoboditel'noy voyny 1937–1945 gg. — M.: Izdatel'stvo vostochnoy literatury, 1958. — 139 s. [Elektronnyy resurs]. — URL: Markova, Svetlana Danilovna — Kitayskaya poeziya v period natsional'no-osvoboditel'noy voyny 1937–1945 gg. — Search RSL; VOYENNAYA LITERATURA [Literaturovedeniye] Markova S.D. Kitayskaya poeziya v period natsional'noosvoboditel'noy voyny 1937–1945 gg. (lib.ru)

3. Markova S.D. Kitayskaya intelligentsiya na izlomakh XX veka. Ocherki vyzhivaniya. — M.: Gumanitariy, 2004. — 571 s. [Elektronnyy resurs]. — URL: Markova Svetlana Danilovna — Kitayskaya intelligentsiya na izlomakh KHKH veka: (ocherki vyzhivaniya) — Search RSL; Kitayskaya intelligentsiya na izlomakh XX veka: (ocherki vyzhivaniya) [Svetlana Danilovna Markova] (fb2) chitat' onlayn | KulLib elektronnaya biblioteka (coollib.net)

4. Nesmelova M.L. Istoriya: Vseobshchaya istoriya. Noveyshaya istoriya. Rabochaya programma, Pourochnyye rekomendatsii. Bazovyy uroven'. 10–11 klass: uchebnoye posobiye dlya obshcheobrazovatel'nykh shkol / M.L. Nesmelova, Ye.G. Serednyakova, A.O. Soroka-Tsyupa. — M.: Prosveshcheniye, 2021. — 226 s.

5. Soroka-Tsyupa O.S. Istoriya. Vseobshchaya istoriya. Noveyshaya istoriya, 1914– 1945 gg.: 10-y klass: bazovyy uroven': uchebnik / O.S. Soroka-Tsyupa, A.O. SorokaTsyupa / pod obshch. red. A.O. Chubar'yana. — M.: Prosveshcheniye, 2022. — 223 s.

6. Cherkasskiy L.Ye. Kitayskaya poeziya voyennykh let (1937–49 gg.). — M.: Nauka, 1980. — 270 s. [Elektronnyy resurs]. — URL: Cherkasskiy, Leonid Yevseyevich — Kitayskaya poeziya voyennykh let, 1937–1949 — Search RSL.

7. The Nanjing Massacre in History and Historiography. Edited by Joshua A. Fogel. Foreword by Charles S. Maier. — Berkeley — Los Angeles — London: University of California Press, 2000. — 248 p.

В настоящее время идет процесс реформирования системы образования и истории как учебной дисциплины. Вторая мировая война — одно из самых масштабных событий ХХ века, которое повлияло на ход исторического процесса в последующие годы. Ее изучение по-прежнему актуально в связи не только с появлением новых фактов, но и переоценкой многих ее событий, а также попытками переписать историю Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Тема «Японо-китайская война 1937–1945 годов» присутствует в учебных материалах по истории Второй мировой войны [4; 5], однако изучению данных событий не отводится достаточного внимания и времени на уроках истории в школе. В школьном учебнике истории 2022 г. [5] авторы подчеркивают, что «на Дальнем Востоке Япония привела в действие свою программу экспансии на материк под лозунгом создания сферы взаимного процветания в Юго-Восточной Азии. Здесь и возник первый очаг Второй мировой войны. В 1931 году Япония, несмотря на протест Лиги Наций и нарушив Вашингтонский договор 1922 года, захватила Маньчжурию. В 1937 г. Япония вторглась в Центральный Китай. Японо-китайская война стала прологом Второй мировой войны» (Параграф 13. Международные отношений в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора. П. 1. Крах Версальско-Вашингтонской системы) [5, с. 106]; «С лета 1937 года началась японо-китайская война (1937–1945) как часть Второй мировой войны» (§ 14–15. Восток в первой половине XX века. Китай. Индия. П. 2. Китай) [5, с. 120]; «Японо-китайская война 1937–1945 годов была частью Второй мировой войны. В войне было убито и ранено около 35 млн китайцев» (Параграф 19–20. Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза. Коренной перелом и завершающий период войны. 1943–1945 гг. Пункт 7. Возвращение Китая в число великих держав) [5, с. 192].

На уроках обучающиеся чаще всего изучают конкретные исторические факты, а вот узнать, какое значение имели эти события во Второй мировой войне, как воспринимались те или иные события их современниками, что чувствовали они и их герои в тех ужасающих условиях, помогают литературные произведения. Литературное творчество всегда занимало в Китае исключительное место, не ограничиваясь пределами одного рода интеллектуальной деятельности. Оно было и является по сей день самым распространенным занятием китайцев, которое пользуется наибольшим общественным признанием. Профессор М.Е. Кравцова, один из ведущих отечественных специалистов в области истории культуры Китая, считает, что литературное творчество находилось в исходном родстве с системой государственности, институтом верховной власти, официальными верованиями и ритуальными практиками. 7 июля 1937 г. японцы спровоцировали вооруженное столкновение с китайскими войсками, расквартированными в районе Лугоуцяо (населенный пункт в 12 километрах к юго-западу от Пекина, где 7 июля 1987 г. был открыт Мемориальный музей антияпонской войны китайского народа), начав, таким образом, широкое наступление в глубь территории Китая [3]. После событий у Лугоуцяо вспыхнуло и охватило всю страну мощное патриотическое движение. 17 марта 1938 г. в Ханькоу была создана «Всекитайская ассоциация работников литературы и искусства по отпору врагу» (1938–1949). Возглавили ассоциацию выдающиеся писатели Китая Го Можо, Мао Дунь, Тянь Хань и др. Определяя цели этой организации, ее создатели говорили: «Мы должны объединить разрозненные силы наших боевых соратников; как воины на фронте своим оружием, так и мы своим пером должны воодушевлять народ на защиту родины, разгром врага, завоевание победы; судьба нации — это также судьба литературы и искусства» [3].

Для Цитирования:
Смирнова Наталия Владимировна, Дорохова Ирина Алексеевна, Хотемская Марина Владимировна, Японо-китайская война (1937–1945) в поэзии китайских авторов (к вопросу об организации внеурочной деятельности по предмету «История»). Ученый совет. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: