— Светлана Михайловна, какой у вас музейный стаж?
— Я работаю в музее 22 года и, в отличие от других музейных хранителей, мне приходится иметь дело с живым организмом — с парком, который постоянно находится в динамике. Работа очень важная, поскольку, как писал Пьетро Гонзаго, один из создателей уникального дворцовопаркового ансамбля в Павловске, его музыка для нас может умолкнуть.
— Сколько сотрудников работают под вашим началом, чтобы на 543 га парка «звучала музыка»?
— Непосредственно за парковыми сооружениями, насаждениями, газонами, цветниками, дорожками, плотинами ухаживают 70 человек разных специальностей, им нужно владеть знаниями множества наук — ландшафтной архитектуры, биологии, гидромелиорации, чтобы обеспечить уход и сохранность объекта культурного наследия «Павловский парк». Все они — от рабочих до ИТРперсонала, являются настоящими музейными специалистами. Они приходят к нам разными путями, но нужно отметить, работают в музейном коллективе долго, десятилетиями.
— Согласны ли вы, что и в парковом музейном деле знания передаются только из рук в руки?
— Конечно, музейщиками становятся уже здесь и, работая в музее всю жизнь, продолжают учиться у предшествующего поколения, изучать накопленные знания, опыт и совершенствовать профессиональное мастерство. Деятельность садовников, специалистов по озеленению включает научно-исследовательскую работу в музейных фондах. К примеру, мастера по садовому оформлению стараются разнообразить цветочные композиции парка, но при этом придерживаются перечней растений, которые бытовали здесь в императорское время. В нашем архиве сохранились описи посадок, известно, какие семена заказывались и покупались. Старинных сортов цветочных культур, к сожалению, почти не сохранилось, но стараемся подбирать похожие.
При восстановлении объемно-пространственной композиции парковых ландшафтов также необходимо обращаться к архивным материалам, инвентаризационным описаниям Павловского парка. Парк создавали выдающиеся архитекторы своего времени — Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзаго, К. Росси, также он формировался согласно вкусам членов императорского дома. Императрица Мария Федоровна заботилась о том, чтобы работы по устройству парковых районов шли постоянно. В 1786 году Мария Федоровна обращается к управляющему Павловским Карлу Кюхельбекеру, отцу поэта: «…Возвращаю Вам план, который нравится мне еще больше первого. Завтра мы приедем к Вам. Льщу себя надеждою, что Вы устроили мне хорошую рубку, которая расширит и прояснит вид» на долину реки Славянки.