По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.5:316.422 DOI:10.33920/pol-01-2101-03

Взаимозависимость изменений современного рынка труда и развития социальной сферы в условиях новой технологической реальности

Мария Викторовна Кудрявцева старший преподаватель кафедры социальной работы и права, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна» 191014, г. Санкт-Петербург, ул. Восстания, д. 37, кв. 21 Тел.: 8 911 995 33 73, Е-mail: mari_kuvi@mail.ru

В статье представлены основополагающие тенденции, характерные для современного этапа социально-экономического развития. Подчеркивается роль интеграции инновационных технологий и цифровизации экономики, а также обозначаются некоторые задачи и проблемы, сопутствующие данным процессам. Отмечается, что в условиях нового технологического уклада изменяются социально-трудовые отношения и положение российского рынка труда. Рассматриваемые изменения обуславливают преобразование характера работы и требований к современным специалистам. В статье отмечены некоторые противоречия, существующие сегодня между рынком образовательных услуг и рынком труда. Показана взаимозависимость изменений современного рынка труда и перспектив развития социальной сферы в новых условиях. Подчеркивается роль социальной политики в этих процессах, а также отмечаются некоторые проблемы, характерные для современного этапа развития российской социальной политики.

Литература:

1. Артемова Н. Ю., Власов А. В. Современные технологии и самоэффективность: формирование профессиональной успешности в современных условиях // Креативная экономика. — 2018. — Т. 12, № 9. — С. 1429–1440.

2. Лукичёв П. М. Экономика высшего образования России: перспективы развития и улучшения // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2020. — № 30 (2). — С. 216–221.

3. Садовая Е. С., Сауткина В. А., Зенков А. Р. Формирование новой социальной реальности: технологические вызовы. — М.: ИМЭМО РАН, 2019. — 190 с.

4. Федоляк В. С. Несоответствие рынка образовательных услуг требованиям рынка труда: причины и способы преодоления // Профессиональная ориентация. — 2018. — № 2. — С. 49–53.

1. Artemova N. Iu., Vlasov A. V. Modern technologies and self-effi cacy: the formation of professional success in modern conditions // Creative Economy. 2018. Vol.

12. No. 9. P. 1429–1440.

2. Lukichev P. M. Economics of higher education in Russia: prospects for development and improvement // Bulletin of the Udmurt University. Series «Economics and Law». 2020. No. 30 (2). P. 216–221.

3. Sadovaia E. S., Sautkina V. A., Zenkov A. R. Formation of a new social reality: technological challenges. Moscow: IMEMO RAS, 2019. 190 p.

4. Fedoliak V. S. Inconsistency of the market of educational services with the requirements of the labor market: reasons and methods of overcoming // Professional orientation. 2018. No. 2. P. 49–53.

На современном этапе социально-экономического развития, который характеризуется глубокой трансформацией и усилением процессов цифровизации, происходит коренное обновление российской экономической системы. Интеграция инновационных и ресурсоэффективных технологий, широкое использование искусственного интеллекта, автоматизация бизнес-процессов, изменения в технологической структуре национальной экономики усиливают потенциал и перспективы для экономического роста и могут способствовать повышению конкурентоспособности России на мировой арене. Однако объективное и вынужденное усложнение процессов в социально-экономической системе позволяет говорить о турбулентности современной экономики, о высоком уровне неопределенности и специфическом круге задач, которые требуют неординарных решений.

Современный рынок труда также характеризуется процессами существенной трансформации. Некоторые отечественные исследователи подчеркивают, что в условиях новой действительности отсутствуют гарантии прироста реальной экономики и обесцениваются некоторые виды труда. Как результат этих изменений трансформируется само понятие «работа». Такие ее составляющие, как единственное предприятие за всю трудовую карьеру, восьмичасовой рабочий день, непрерывный трудовой стаж, заменяются для работника иными элементами: проектный подход, частичная занятость, фриланс, гибкость рынка труда [2, с. 216–217]. Исследователи также отмечают, что развитие сферы информационных технологий и искусственного интеллекта легло в основу нового технологического уклада, что требует создания соответствующей экосреды бизнеса и образования, позволяющей поставлять высококвалифицированных специалистов для работы в новых условиях [1, с. 1430–1431].

Таким образом, трансформации современного рынка труда и социально-трудовых отношений позволяют говорить об изменениях характера работы, о новых ожиданиях и новых требованиях со стороны работодателей по отношению к специалистам. При этом важно понимать, что образовательная система является более инертной по отношению к потребностям рынка труда, который с большей скоростью и гибкостью открывается для новых профессий и специальностей. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в современной России между рынком образовательных услуг и рынком труда существует противоречие. Главным образом, данное противоречие заключается в том, что «экономика не всегда нуждается в тех специалистах и выпускниках, которых предлагают учебные заведения, и наоборот, часто экономика нуждается в кадрах, которых рынок образовательных услуг в недостаточном количестве готовит для рынка труда» [4, с. 49].

Для Цитирования:
Мария Викторовна Кудрявцева, Взаимозависимость изменений современного рынка труда и развития социальной сферы в условиях новой технологической реальности. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: