На современном этапе социально-экономического развития, который характеризуется глубокой трансформацией и усилением процессов цифровизации, происходит коренное обновление российской экономической системы. Интеграция инновационных и ресурсоэффективных технологий, широкое использование искусственного интеллекта, автоматизация бизнес-процессов, изменения в технологической структуре национальной экономики усиливают потенциал и перспективы для экономического роста и могут способствовать повышению конкурентоспособности России на мировой арене. Однако объективное и вынужденное усложнение процессов в социально-экономической системе позволяет говорить о турбулентности современной экономики, о высоком уровне неопределенности и специфическом круге задач, которые требуют неординарных решений.
Современный рынок труда также характеризуется процессами существенной трансформации. Некоторые отечественные исследователи подчеркивают, что в условиях новой действительности отсутствуют гарантии прироста реальной экономики и обесцениваются некоторые виды труда. Как результат этих изменений трансформируется само понятие «работа». Такие ее составляющие, как единственное предприятие за всю трудовую карьеру, восьмичасовой рабочий день, непрерывный трудовой стаж, заменяются для работника иными элементами: проектный подход, частичная занятость, фриланс, гибкость рынка труда [2, с. 216–217]. Исследователи также отмечают, что развитие сферы информационных технологий и искусственного интеллекта легло в основу нового технологического уклада, что требует создания соответствующей экосреды бизнеса и образования, позволяющей поставлять высококвалифицированных специалистов для работы в новых условиях [1, с. 1430–1431].
Таким образом, трансформации современного рынка труда и социально-трудовых отношений позволяют говорить об изменениях характера работы, о новых ожиданиях и новых требованиях со стороны работодателей по отношению к специалистам. При этом важно понимать, что образовательная система является более инертной по отношению к потребностям рынка труда, который с большей скоростью и гибкостью открывается для новых профессий и специальностей. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в современной России между рынком образовательных услуг и рынком труда существует противоречие. Главным образом, данное противоречие заключается в том, что «экономика не всегда нуждается в тех специалистах и выпускниках, которых предлагают учебные заведения, и наоборот, часто экономика нуждается в кадрах, которых рынок образовательных услуг в недостаточном количестве готовит для рынка труда» [4, с. 49].