Несмотря на наблюдающееся в последние годы снижение количества завершенных суицидов как среди населения России, так и за рубежом, проблема высокой суицидальной активности не теряет своей актуальности [1, 2]. По данным ряда авторов [3–5], наличие психического расстройства является предиктором суицидального риска. В этой связи становится очевидной клиническая и социальная значимость исследований, направленных на изучение психологических факторов риска суицидального поведения при том или ином психическом расстройстве.
В отдельных исследованиях [3, 6, 7] описан высокий уровень завершенных суицидов среди пациентов с органическим расстройством личности, госпитализированных в стационар. По данным разных авторов он колеблется от 15 до 45 %. Отдельное внимание в литературе уделяется пациентам с суицидальным поведением, возникшим на фоне соматических заболеваний и социальных переживаний (разочарование в партнере и отношениях, социальная «заброшенность», финансовые трудности и т. д.) [8]. В то же время практически отсутствуют работы, посвященные амбулаторному контингенту пациентов. Мало изучен суицидальный риск среди больных, обратившихся в бюро судебно-медицинской экспертизы для оформления инвалидности по психическому расстройству, то есть у социально дезадаптированных. Однако в некоторых исследованиях показана связь между трудностями социализации, нарушением социального функционирования и суицидальным поведением [10–12].
В современной литературе описаны различные факторы риска суицидальности: генетические, этнические, макро- и микросоциальные (проблемная коммуникация, сложности в социальных сферах — учебной, профессиональной и иных), гендерные, возрастные, психологические и психопатологические (включающие такие эмоциональные состояния, как тревога, агрессия и т. д.) [9–12]. Особого внимания заслуживают работы, посвященные ассоциации суицидальности и нарушениям эмоциональной регуляции, в частности импульсивности, агрессивности, эмоциональной возбудимости [13– 15]. Не менее важным является исследование антисуицидальных психологических факторов, в частности уровня субъективного контроля, позволяющего оценить потенциал человека и его возможность противостоять трудностям. В частности, некоторые авторы указывали на взаимосвязь интернальности и снижения риска суицида [16–19].