Современные авторы (Бойко В. В., Ильин Е. П., Андрющенко Н. В., Скугаревская М. М., Косырев В. И., Абрамова Г. С., Форманюк Т. В., Byrne B. M., Cordes S. L., Dougherty T. W., Gargen A. M., Grengalass E. R., Friedman I. A., Dolan S. L.) отмечают большое количество факторов, способствующих возникновению или прогрессированию эмоционального выгорания, среди которых называют как внешние причины (социальные факторы, факторы среды), так и внутренние (личностные особенности, особенности эмоциональной сферы, особенности нервной организации). Слабым местом в изучении проблемы остается определение степени влияния социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сферы на возникновение эмоционального выгорания.
Цель исследования — изучение влияния мотивационно-потребностной сферы на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер.
Объектом исследования является средний медицинский персонал, работающий в медицинских офисах ООО «ИВИТРО-Самара».
В ходе исследования использовались:
— методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, позволяющая увидеть ведущие симптомы выгорания;
— методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной, позволяющая выявить степень выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»;
— методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна [16], позволяющая определить потребности человека в одобрении других людей;
— в качестве метода обработки данных использовался корреляционный анализ Спирмена по выявлению взаимосвязей между синдромом эмоционального выгорания и мотивационно-потребностными установками группы медицинских работников среднего звена, обследованных по тестовым материалам. Обработка данных проводилась в программе SPSS.
В исследовании принимали участие 60 человек. Возраст испытуемых от 21 до 35 лет, стаж работы от 2,5 до 12 лет. Из них 12 человек учатся в высших учебных заведениях, остальные имеют среднее специальное образование (рис. 1).