По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Взаимосвязь психических состояний и успешности деятельности сестринского персонала (обзор литературы)

Мензул Е. В. кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики E-mail: lenamenzul@rambler.ru ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Рязанцева Н. М. старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики E-mail: nataly-ryz@mail.ru ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89
Карасева Л. А. доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой сестринского дела E-mail: karaseva_larisa@mail.ru ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89

Медицина, являясь областью профессиональной сферы деятельности, непосредственно связана с выражением как позитивных, так и негативных эмоций. Пациенты часто ожидают проявления сочувствия к себе, эмпатии со стороны медицинских работников. Мнение общества склонно к тому, что медицинский работник должен быть личностью с высоким уровнем сопереживания или эмпатии, так как в таком случае он сможет лучше ассоциировать себя с пациентом и понять, что тот ощущает. Венгерский психолог И. Харди отмечает, что данная лишняя нагрузка на профессиональную деятельность приводит к тому, что медицинские работники вынуждены укреплять собственные психологические защиты, представляющие собой «стену» от пациентов. Подобные защиты, как следствие, снижают уровень эмпатии с целью уменьшения риска возникновения симптомов эмоционального выгорания [18].

Литература:

1. Верещагина Л. А. ПВК военного хирурга / Л. А. Верещагина, А. Перова // Ананьевские чтения. — 2005. — С. 386–387.

2. Засеева И. В. Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии и реанимации в условиях региона / И. В. Засеева, А. С. Татров // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 6–1. — С. 43–49.

3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2011. — 752 с.

4. Круглова Е. В. Личностные особенности среднего медицинского персонала, работающего в реанимационном отделении: Дипломная работа. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, психологопедагогический факультет, 2000. — 64 с.

5. Маслова О. П. Социально-психологическая составляющая трудового потенциала медицинского работника / О. П. Маслова, О. Ю. Калмыкова, М. Б. Хайкин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. — № 5. — С. 450–455.

6. Медведев В. И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. — М.: 1979. — С. 625–672.

7. Морозкова О. А. Роль медицинской сестры в совершенствовании медицинской помощи населению // Эффективность управления сестринскими кадрами и подготовка менеджеров в медицинском вузе: материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Ижевск, 2006. — С. 91–92.

8. Неруш Т. Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2012. — № 3. — С. 83–87.

9. Николаев Е. Л. Психологическая работа с профессиональными проблемами медицинских работников в рамках программ дополнительного образования // Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях: материалы VI Междунар. учеб.‐метод. конференции. — 2014. — С. 240–244.

10. Новокрещенова И. Г. Система показателей качества сестринской помощи / И. Г. Новокрещенова, И. В. Новокрещенов, Е. А. Захарова, Н. А. Жихарева // Здравоохранение РФ. — 2008. — № 3. — С. 37–39.

11. Полунина Н. В. Инновационная деятельность лечебно-профилактических учреждений, ее эффективность и влияние на состояние здоровья врачей / Н. В. Полунина, Е. И. Нестеренко, В. В. Мадьянова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2002. — № 4. — С. 3–8.

12. Прохоров А. О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. — 1996. — № 4. — С. 32–43.

13. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 224 с.

14. Сорокина М. Г. Образ жизни медицинских работников, проживающих в условиях агропромышленного района / М. Г. Сорокина, И. А. Камаев // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и история медицины. — 2005. — № 5. — С. 12–17.

15. Татров А. С. Сравнительный анализ типологии личности (по Дж. Олдхэму и Л. Моррису) и стрессоустойчивости у главных и старших медицинских сестер лечебно-профилактических учреждений г. Владикавказа / А. С. Татров, И. В. Засеева, Р. Р. Абаева // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 5.

16. Трунов Д. Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. — 1998. — № 8. — С. 84–89.

17. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 34 с.

18. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. 5-е изд., перераб., доп. — Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1988. — 338 с.

19. Шилова И. В. Индивидуально-психологические особенности медицинских сестер различных специализаций. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет, 2000. — 61 с.

20. Gerrig R. J. Psychology and life / R. J. Gerrig, P. G. Zimbardo. — N. Y., 2009.

21. Maslach C. Burnout Inventory Manual. Palo Alto (Cal.) / C. Maslach, M. Leiter, 1996. — P. 30–45.

22. Roe A. The Psychology of Occupations. — N. Y., 1956. — 327 p.

Е. П. Ильин в своей научной работе «Эмоции и чувства» отмечает, что в процессе выполнения деятельности личность может испытывать такие эмоциональные состояния, как состояние эмоциональной напряженности, монотонию, психическое пресыщение и т. д. [3].

О. П. Маслова, О. С. Калмыкова отмечают, что деятельность медицинского работника непосредственно связана с эмоциональными перегрузками, сложными стрессовыми ситуациями, недостатком времени, с обязательным принятием важных решений при наличии ограниченного количества информации. Следует также отметить, что работники медицинских организаций зачастую сталкиваются с высокой частотой и интенсивностью взаимодействия между личностями [5].

Как следствие получается, что требования, которые предъявляются к медицинским работникам, их психологическим и личностным особенностям, зачастую вступают в непосредственное противоречие. Эмпатичность должна совмещаться с эмоциональной устойчивостью, притом обе эти особенности личности могут осложнить деятельность медицинского работника, повлиять на скорость принятия необходимых решений и увеличить в итоге рабочую нагрузку.

Также следует помнить, что психика медицинского работника уязвима перед многочисленными стрессами, тесно связанными с высокой ответственностью за жизнь и состояние здоровья пациентов, длительным периодом нахождения в окружении отрицательных эмоций: страдания, боли, отчаяния и т. д., которые через механизм эмоционального заражения передаются окружающим людям, в том числе и медицинским работникам.

Помимо этого, можно отметить, что часто деятельность медицинского работника отличается непредсказуемым режимом работы с большим количеством ночных дежурств, который нарушает протекание физиологических процессов внутри организма и снижает время полноценного отдыха, что приводит к ухудшению адаптации личности в целом. Такие факторы, как оплата выполненной работы, редко соотносятся по своему объему со степенью возлагаемой на медицинского работника ответственности, что может являться ведущим фактором возникновения стресса, личностных переживаний и в итоге ярко выраженного недовольства выбранной профессией [12].

Для Цитирования:
Мензул Е. В., Рязанцева Н. М., Карасева Л. А., Взаимосвязь психических состояний и успешности деятельности сестринского персонала (обзор литературы). Медсестра. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: