По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339, 323

Взаимосвязь миграционной и инновационной политики ФРГ

Тоганова Наталья Владимировна канд. экон. наук, старший научный сотрудник, ИМЭМО РАН, 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, 23, E-mail: toganova@imemo.ru

В статье рассматривается взаимосвязь миграционной политики и инновационной в Германии в последние десятилетия. Автор доказывает, что в XXI в. миграционная политика стала проводится с оглядкой на инновационную и экономическую: были инициированы программы для привлечения высококвалифицированных кадров, изменен порядок предоставления немецкого гражданства. В то же время это не смогло коренным образом изменить ситуацию: миграционное законодательство по-прежнему препятствует свободной миграции и вынуждает мигрантов из менее развитых стран прибегать к треку беженцев. Последний формат, однако, не позволяет им быстро интегрироваться в рынок труда, а самой Германии не оставляет возможность эффективно управлять миграционным потоком.

Литература:

1. Hinte H., Zimmermann K.F. Mehr ökonomische Rationalität in der Zuwanderungspolitik. Working paper. No. 28. 2010. URL: http://ftp.iza.org/sp28.pdf.

2. Jacoby T. Germany’s immigration Dilemma: How can Germany attract the workers it needs? // Foreign Affairs. 2011. Vol. 90, No 2. P. 8–14.

3. Collier P. Exodus: How Migration is Changing Our World. Oxford University Press, 2013.

4. High hopes meet high fences // The Economist. Jan 23rd 2016. URL: http://www.economist.com/news/special-report/21688584-moving-around-good-young-people-governments-stand-their-way-high-hopes-meet.

5. Migration Policy Debates. OECD, 2014. URL: https://www.oecd.org/migration/OECD Migration Policy Debates Numero 2.pdf

6. Bosetti V., Cattaneo C., Verdolini, E. Migration of skilled workers and innovation: A European Perspective // Journal of International Economics. (2015). Vol. 96, No 2. P. 311–322. doi:10.1016/j.jinteco.2015.04.002

7. Borrmann C., Jungnickel R., Keller D. Standort Deutschland — Abgeschlagen im Wettbewerb um Hochqualifizierte? // Wirtschaftsdienst. 2007. Jg. 87, H. 2. S. 127–134. doi:10.1007/s10273-007-0620-6

8. Brucker H. Deutschland leidet unter einem Brain Drain // Wirtschaftsdienst. 2010. Jg. 90, H. 3. S. 138–139. doi:10.1007/s10273-010-1050-4

9. Diehl C., Dixon D. Zieht es die besten fort? Ausmaß und Formen der Abwanderung deutscher Hochqualifizierter in die USA // Kölner Zeitschrift Für Soziologie Und Sozialpsyhologie. 2005. Jg. 57, H. 4. S. 714–734. doi:10.1515/kant.1988.79.1–4.57

10. Bevölkerung Deutschlands bis 2060. 13. koordinierte Bevölkerungsvorausberchnung. Statistisches Bundesamt. Wiesbaden, 2015.

11. How will the refugee surge affect the European economy? Migration Policy Debates, OECD 2015. URL: https://www.oecd.org/migration/How-will-the-refugee-surge-affect-the-European-economy.pdf

12. Sinn H.-W. Ökonomische Effekte der Migration in Deutschland // Ifo Schneldienst. 2015. Jg. 68, H. 1. S. 3–6.

13. Heitger B. Migration in the world economy of 1870–1914 // Weltwirtschaftliches Archiv. 1993. Jg. 129, H. 3. S. 610–619. doi:10.1007/BF02708006

14. Hochstadt S. Migration in Industrialization in Germany, 1815–1977 // Social Science History. 1981. Vol. 5, No 4. P. 445–468.

15. Müller U. Supergau Deutsche Einheit. Rowohlt Taschenbuch Verlag, 2005.

16. Bauer T.K., Braun S., Kvasnicka M. The Economic Integration of Forced Migrants: Evidence for Post-War Germany // Economic Journal. 2013. Vol. 123, Iss. September. P. 998–1024. doi:10.1111/ecoj.12023

17. Bevölkerung mit Migrationshintergrund — Ergebnisse des Mikrozensus — 2014. Statistisches Bundesamt, Wiesbaden, 2015. URL: https://www.destatis.de/DE/Publikationen/Thematisch/Bevoelkerung/ MigrationIntegration/Migrationshintergrund2010220147004.pdf?__blob=publicationFile

18. Der Arbeitsmarkt in Deutschland — Menschen mit Migrationshintergrund auf dem deutschen Arbeitsmarkt. Arbeitsmarktberichterstattung, Juni 2014. URL: http://statistik.arbeitsagentur.de/StatischerContent/Arbeitsmarktberichte/Personengruppen/generische-Publikationen/Broschuere-Migranten-2014–07.pdf

19. Ausländische Bevölkerung Ergebnisse des Ausländerzentralregisters. 2013. Statisitsches Bundesamt, Wiesbaden, 2014. URL: https://www.destatis.de/DE/Publikationen/Thematisch/Bevoelkerung/MigrationIntegration/ AuslaendBevoelkerung2010200137004.pdf?__blob=publicationFile

20. Knortz H. Diplomatische Tauschgeschäfte: «Gastarbeiter» in der westdeutschen Diplomatie und Beschäftigungspolitik 1953–1973. Böhlau Verlag Köln Weimar, 2008.

21. Погорельская С. Мусульмане в Германии: Специфика интеграции // Актуальные Проблемы Европы. 2008. № 1. С. 146–176.

22. Садыкова Л.Р. Политика германии в отношении мусульманских сообществ // ВЕСТНИК МГИМО УНИВЕРСИТЕТА. 2014. Т.39, № 6. С.174–181.

23. Гулина О. Spätaussiedler, или русские немцы в германии // Современная Европа. 2010. Т.42, № 2. С. 62–75.

24. Gundel S., Peters, H. Wie gut sind immigranten in den deutschen arbeitsmarkt integriert? // Wirtschaftsdienst. 2008. Jg. 88, H.7. S. 467–473. doi:10.1007/s10273-008-0820-8

25. Worbs S., Bund E., Kohls M., Gostomski C.B. von. (Spät-) Aussiedler in Deutschland. Eine Analyse aktueller Daten und Forschungsergebnisse. Forschungsbericht 20. 2013. URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/ Downloads/DE/Broschueren/2013/spaetaussiedler-in-deutschland.pdf?__blob=publicationFile

26. Войлокова Т. Русские в Германии — пример успешной интеграции? // Государство И Общество. — 2011. — № Март-апрель. — С. 47–58.

27. Bäuniger D., Petrs H., Ngel V. Migraton bom cntiued in2014, butcals remain forplicy ation // DB Research. 2015. URL: https://www.dbresearch.com/PROD/DBR_INTERNET_EN-PROD/PROD0000000000357446/Migration+boom +continued+in+2014,+but+calls+remain.PDF

28. Fihel A., Janicka A., Nestorowicz J., Kacymarczyk P. Free movement of workers and transitional arrangements: lessons from the 2004 and 2007 enlargements. 2015. URL: ec.europa.eu/

29. Folkerts-Landau D. Temporary immigration boom: A wake-up call for politicians? // DB Research. 2014. URL: https:// www.dbresearch.com/PROD/DBR_INTERNET_EN-PROD/PROD0000000000339506/Temporary+immigration+ boom %3A+A+wake-up+call+for+pol.PDF

30. Neubecker N., Fratzscher M., Linckh C. Migration in der Europäischen Union // DIW Wochenbericht. 2014. H.30. S. 711–722. URL: http://www.diw.de/documents/publikationen/73/diw_01.c.470696.de/14-30-1.pdf

31. Demary M., Erdmann V. Fachkräfteengpässe und Arbeitslosigkeit in Europa — Wande- rung als kurzfristiger Ausgleichmechanismus Demografische Entwicklung in Europa // WTrends. 2012. H. 3.

32. Bäuniger D. Imigraton: Level-headed debate a help // DB Research. 2014. URL: https:// www.dbresearch.com/PROD/DBR_INTERNET_EN-PROD/PROD0000000000330914/Immigration %3A+Levelheaded+debate+a+help.PDF

33. Fuhr G. Armutsgefährdung von Menschen mit Migrationshintergrung // Wirtschaft Und Statistik. 2012. Juni. S. 549–562. URL: https://www.destatis.de/DE/Publikationen/WirtschaftStatistik/Bevoelkerung/Armutsgefaehrdun gMigrationshintergrund_72012.pdf?__blob=publicationFile

34. Borjas G.J., Hilton L. Immigration and the Welfare State: Immigrant Participation in Means-Tested Entitlement Programs // The Quarterly Journal of Economics. 1996. Vol. 111, No 2. P. 575–604. doi:10.2307/2946688

35. Razin A., Wahba J. WELFARE MAGNET HYPOTHESIS, FISCAL BURDEN AND IMMIGRATION SKILL SELECTIVITY. NBER Working paper. 2011. No. 17515. URL: http://www.nber.org/papers/w17515.pdf

36. Fromm C. Migration und soziale Sicherungssysteme // DIW. 2005. URL: http://www.diw.de/sixcms/detail. php/43146

37. Giulietti C., Wahba J. Welfare Migration // IZA Working papaer. 2012. No. 6450. URL: http://www.iza.org/MigrationHandbook/26_Giulietti_Wahba_Economics of Migration.pdf

38. Fachkräfteengpassanalyse Juni 2013. Arbeitsmarktberichterstattung — Juni 2013. 2013. URL: http://statistik.arbeitsagentur.de/Statischer-Content/Arbeitsmarktberichte/Fachkraeftebedarf-Stellen/Fachkraefte/BA-FK-Engpassanalyse-2013–06.pdf

Тема интеграции или высылки прибывших беженцев и как следствие миграционная политика находятся в центре внимания общественности как внутри Германии, так и далеко за ее пределами. Похоже, эта тема станет одной из центральных на выборах 2017 г. в бундестаг. Аргументация в пользу одного или другого подхода к решению проблемы сотен тысяч прибывших начиная с конца 2014 г. беженцев обычно находится в рамках культурно-исторической перспективы (мигранты или обогащают страну, или, напротив, подрывают ее единство) и экономической (общественное благосостояние растет или, напротив, падает из-за недавно прибывших). В этой статье мы рассмотрим миграционную политику Германии в рамках последней, но в более длительной перспективе и в отношении разных групп мигрантов. Такой подход позволит лучше проанализировать сложившуюся сегодня ситуацию.

Целью данной статьи является показать, что германская миграционная политика хотя и характеризуется реактивным подходом (то есть проблемы решаются лишь когда их нельзя не заметить и не решить), направлена на защиту рынка труда и традиционно рассматривает большую часть прибывших в страну иностранцев как временных жителей, претерпевает решительные изменения под давлением усилившихся миграционных потоков в мире, а также из-за потребностей экономики в высоко (впрочем как и низко) образованных кадрах. О последнем не раз писали ведущие немецкие и зарубежные эксперты, призывая немецких политиков к действию, как например, К. Циммерманн, бывший с 1998 по 2016 гг. директором Института будущего труда (IZA) [1] и Т. Якоби [2]. Разразившийся в 2015 г. миграционный кризис может стать поворотным моментом и подтолкнуть уже начатую либерализацию законодательства, а также привести к переходу к более активному согласованию миграционной политики с экономической и инновационной: первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Стареющее общество оборачивается нехваткой кадров во всех отраслях, будь то высоко-, средне- или низкотехнологичные. Однако особенно остро эта проблема стоит для высокотехнологичных отраслей, поскольку это может означать утрату страной позиций на мировом рынке. Тогда как нехватка низкоквалифицированных кадров, напротив, может быть драйвером развития робототехники и т.п. Некоторые страны — например, Канада и Австралия — видят в регулировании миграции инструмент-подспорье инновационной политики: правильная система отбора помогает привлечь необходимые для инновационного развития страны кадры.

Для Цитирования:
Тоганова Наталья Владимировна, Взаимосвязь миграционной и инновационной политики ФРГ. Международная экономика. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: