Тема интеграции или высылки прибывших беженцев и как следствие миграционная политика находятся в центре внимания общественности как внутри Германии, так и далеко за ее пределами. Похоже, эта тема станет одной из центральных на выборах 2017 г. в бундестаг. Аргументация в пользу одного или другого подхода к решению проблемы сотен тысяч прибывших начиная с конца 2014 г. беженцев обычно находится в рамках культурно-исторической перспективы (мигранты или обогащают страну, или, напротив, подрывают ее единство) и экономической (общественное благосостояние растет или, напротив, падает из-за недавно прибывших). В этой статье мы рассмотрим миграционную политику Германии в рамках последней, но в более длительной перспективе и в отношении разных групп мигрантов. Такой подход позволит лучше проанализировать сложившуюся сегодня ситуацию.
Целью данной статьи является показать, что германская миграционная политика хотя и характеризуется реактивным подходом (то есть проблемы решаются лишь когда их нельзя не заметить и не решить), направлена на защиту рынка труда и традиционно рассматривает большую часть прибывших в страну иностранцев как временных жителей, претерпевает решительные изменения под давлением усилившихся миграционных потоков в мире, а также из-за потребностей экономики в высоко (впрочем как и низко) образованных кадрах. О последнем не раз писали ведущие немецкие и зарубежные эксперты, призывая немецких политиков к действию, как например, К. Циммерманн, бывший с 1998 по 2016 гг. директором Института будущего труда (IZA) [1] и Т. Якоби [2]. Разразившийся в 2015 г. миграционный кризис может стать поворотным моментом и подтолкнуть уже начатую либерализацию законодательства, а также привести к переходу к более активному согласованию миграционной политики с экономической и инновационной: первые шаги в этом направлении уже сделаны.
Стареющее общество оборачивается нехваткой кадров во всех отраслях, будь то высоко-, средне- или низкотехнологичные. Однако особенно остро эта проблема стоит для высокотехнологичных отраслей, поскольку это может означать утрату страной позиций на мировом рынке. Тогда как нехватка низкоквалифицированных кадров, напротив, может быть драйвером развития робототехники и т.п. Некоторые страны — например, Канада и Австралия — видят в регулировании миграции инструмент-подспорье инновационной политики: правильная система отбора помогает привлечь необходимые для инновационного развития страны кадры.