Стратегическим вектором внешнеэкономической политики Российской Федерации является развитие и углубление экономической интеграции. Президент России В. В. Путин подчеркивает, что интеграция в международные экономические процессы — это безусловный выбор России, от которого она не отказалась в период кризисных испытаний и который не будет меняться и в дальнейшем [1].
Особую роль в ходе реализации данной задачи должна играть сбалансированная финансовая политика государства, обеспечивающая выполнение Россией взятых на себя обязательств в сфере избежания международного двойного налогообложения и в то же время учитывающая фискальные интересы российской бюджетной системы.
Одной из серьезных проблем для финансовой системы России является отток капиталов в офшоры и низконалоговые юрисдикции. По оценкам специалистов, за последние 20 лет из РФ выведено около 800 млрд долларов в офшоры, а всего в них находится около 20 трлн долларов. Так, Британские Вирджинские острова получили больше иностранных инвестиций, чем Германия [9].
Согласно отчету ОЭСР 12.02.2013 «О размывании налоговой базы и выводе прибыли из-под налогообложения», многим правительствам приходится справляться с проблемой меньших объемов налоговых поступлений и более высокими издержками, чтобы обеспечить соблюдение требований законодательства о налогах и сборах. В то же время минимизация налогообложения и выведение прибыли подрывают целостность налоговой системы. Недостаточные поступления от налогообложения приводят к существенному недофинансированию государственных инвестиций, которые могли бы способствовать экономическому росту [10].
В настоящее время Российской Федерацией подписано 80 соглашений об избежании двойного налогообложения [2] и существует необходимость их оценки на предмет наличия возможностей использования норм и положений данных договоров для необоснованного уменьшения налоговых обязательств и тем самым сокращения доходов бюджетной системы. С этой целью возможно предложить следующие критерии оценки степени риска международных налоговых соглашений: