По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Взаимосвязь международных налоговых соглашений и фискальных интересов бюджетной системы России

Крохина Юлия Александровна д-р юрид. наук, профессор, заведующая кафедрой правовых дисциплин, Высшая школа государственного аудита (факультет) Московский государственный университет им. Ломоносова, Е-mail: jkrokhina@mail.ru

Реализация международных налоговых соглашений об избежание двойного налогообложения имеет неоднозначные последствия. Бюджетная система России недополучает доходы из-за несовершенства юридической техники таких договоров, злоупотребления ими недобросовестными участниками. В статье дан анализ заключенных Россией международных налоговых договоров на предмет риска бюджетных потерь, предложены способы устранения выявленных недостатков.

Литература:

1. Доклад В. В. Путина на 16-м Петербургском международном экономическом форуме / Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/15709.

2. Информация интернет-сайта ФНС России «Применяемые соглашения об избежании двойного налогообложения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/international_cooperation/mpa/dn/ (дата обращения: 04.11.2016).

3. Указание Банка России от 07.08.2003 № 1317-У (ред. от 18.02.2014) «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)».

4. Письмо ФНС России от 14.11.2014 № ГД-4-3/23640@.

5. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г., от 7 октября 2010 г. (ст. 29) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base. consultant.ru. Global Forum on Transparency and Exchange of Information for Tax Purposes Peer Reviews: Russian Federation 2012. PHASE 1. OECD. 2012. October.

6. О применении положений подпункта 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ; Письмо Минфина России от 09.04.2014 № 03-00-РЗ/16236 «О применении льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения»; Письмо ФНС России от 07.02.2013 № ЕД-4-3/1828@.

7. Об определении доли недвижимого имущества в составе активов российской организации.

8. Постановление КС РФ от 25 июня 2015 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 207 и статьи 216 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Беларусь С. П. Лярского»; Определение Верховного Суда РФ от 18.03.2016 по делу № 305-КГ15-14263, А40-87775/14; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.12.2013 № Ф03-6191/2013 по делу № А51-24072/2012; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2016 № Ф05-20982/2015 по делу № А40-81712/2015.

9. Экспертное заключение компании «Пепеляев Групп» «Деофшоризация экономики: усиление контроля за бизнесом или способ удержания капитала?» от 11 февраля 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gazetayurist.ru/article.php?i=2043 (дата обращения: 04.11.2016).

10. Action Plan on Base Erosion and Profi t Shifting (Russian version), OECD Publishing. Проект плана действий по борьбе с минимизацией налогообложения и выведением прибыли, 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dx.doi.org/10.17S7/97S9264207S37-ru.

11. Genschel P., Rixen T. Settling and Unsettling the Transnational Legal Order of International Taxation / T. Haliday, G. Schaff er. Transnational Legal Orders. N.Y.: Cambridge University Press. 2015.

12. Model tax convention on income and on capital (the 2014 Update). Paris: OECD. 2014. — URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/taxation/ model-tax-convention-on-income-and-on-capital-condensed-version-2014_mtc_ cond-2014-en#page1 (дата обращения: 04.11.2016).

13. Modernizing Russia in a challenging global environment. Remarks by Angel Gurría, OECD SecretaryGeneral, delivered at the Gaidar forum. Moscow, 18 January 2013. — URL: http://www.oecd.org/russia/modernizingrussiainachallengingglobale nvironment.htm.

14. Scott J. Does The U.N. Matter In The Tax World? URL: http://www.forbes.com/ sites/taxanalysts/2015/03/18/does-the-u-n-matter-in-the-tax-world/.

15. United Nations Model Double Taxation Convention between Developed and Developing Countries. United Nations. New York. 2011. — URL: http://www.un.org/ esa/ff d/documents/UN_Model_2011_Update.pdf (дата обращения: 04.11.2016).

16. Сводная статистическая информация ФНС, находится в открытом доступе на сайте ФНС: nalog.ru, где можно отслеживать данные по всем налогам. Из общей суммы налоговых расходов выделение налоговых расходов (объемов уменьшения налоговых обязательств) непосредственно в результате использования норм и положений договоров об избежании двойного налогообложения затруднено (а в некоторых случаях пока невозможно) в силу отсутствия адекватного учета. Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 г. от 7 октября 2010 г. (ст. 29) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru). Global Forum on Transparency and Exchange of Information for Tax Purposes Peer Reviews: Russian Federation 2012. PHASE 1. OECD. 2012. October.

Стратегическим вектором внешнеэкономической политики Российской Федерации является развитие и углубление экономической интеграции. Президент России В. В. Путин подчеркивает, что интеграция в международные экономические процессы — это безусловный выбор России, от которого она не отказалась в период кризисных испытаний и который не будет меняться и в дальнейшем [1].

Особую роль в ходе реализации данной задачи должна играть сбалансированная финансовая политика государства, обеспечивающая выполнение Россией взятых на себя обязательств в сфере избежания международного двойного налогообложения и в то же время учитывающая фискальные интересы российской бюджетной системы.

Одной из серьезных проблем для финансовой системы России является отток капиталов в офшоры и низконалоговые юрисдикции. По оценкам специалистов, за последние 20 лет из РФ выведено около 800 млрд долларов в офшоры, а всего в них находится около 20 трлн долларов. Так, Британские Вирджинские острова получили больше иностранных инвестиций, чем Германия [9].

Согласно отчету ОЭСР 12.02.2013 «О размывании налоговой базы и выводе прибыли из-под налогообложения», многим правительствам приходится справляться с проблемой меньших объемов налоговых поступлений и более высокими издержками, чтобы обеспечить соблюдение требований законодательства о налогах и сборах. В то же время минимизация налогообложения и выведение прибыли подрывают целостность налоговой системы. Недостаточные поступления от налогообложения приводят к существенному недофинансированию государственных инвестиций, которые могли бы способствовать экономическому росту [10].

В настоящее время Российской Федерацией подписано 80 соглашений об избежании двойного налогообложения [2] и существует необходимость их оценки на предмет наличия возможностей использования норм и положений данных договоров для необоснованного уменьшения налоговых обязательств и тем самым сокращения доходов бюджетной системы. С этой целью возможно предложить следующие критерии оценки степени риска международных налоговых соглашений:

Для Цитирования:
Крохина Юлия Александровна, Взаимосвязь международных налоговых соглашений и фискальных интересов бюджетной системы России. Международная экономика. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: