По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89 DOI:10.33920/med-01-2001-08

Взаимосвязь между удовлетворенностью результатами обучения и психическим здоровьем у студентов медицинского и технического вузов

Бухановская О. А. кандидат медицинских наук ассистент кафедры психиатрии и наркологии ФПК И ППС ФГБОУ «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, e-mail: olgabux@yandex.ru.
Демчева Н. К. доктор медицинских наук, профессор, руководитель Лаборатории аналитической эпидемиологии, Отдел эпидемиологических и организационных проблем психиатрии, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского» Минздрава России, г. Москва, AuthorID 309935; ORCID 0000-0003-3964-9360; Scopus AuthorID 6507720586, e-mail: dnk1504@yandex.ru.

На основе сплошного обследования 995 студентов медицинского университета и 804 студентов технического университета, определения клинико-социальных параметров и факторов, связанных с процессом обучения в профильном вузе, был разработан способ расчета индекса кризиса гратификации, включающий: шкалу оценки тяжести интеллектуальных нагрузок, успеваемости, стрессовых событий, сопряженных с особенностями обучения. В результате расчета индекса гратификации выявлены достоверные различия его значений в группе здоровых студентов, студентов с доклиническими и клиническими формами психических расстройств. Авторы приходят к заключению о существенном влиянии удовлетворенности результатами обучения на состояние психического здоровья студентов вузов.

Литература:

1. Демчева Н. К., Бухановская О. А. Распространенность и структура психических расстройств у учащихся медицинского и технического вузов // Психическое здоровье. — 2019. — № 11. — С. 23–29.

2. Демчева Н. К., Бухановская О. А. Психические расстройства доклинического уровня у учащихся медицинского и технического вузов в сравнительном аспекте // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. — 2019. — № 8. — С. 3–15.

3. Казаковцев Б. А., Демчева Н. К., Яздовская А. В., Сидорюк О. В. Психиатрическая помощь населению Российской Федерации в 2017 году. — М.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В. П. Сербского» Минздрава России, 2019. — 132 с.

4. Сахоров А. В., Тимкина О. А., Говорин Н. В. Психическое здоровье студентов. — Томск: Иван Федоров, 2018. — 100 с.

5. Хритинин Д. Ф., Есин А. В., Сумарокова М. А., Рашидов Н. Р., Щукина Е. П. Особенности суицидального поведения у студентов медицинского вуза // Вестник неврологии, психиатрии, нейрохирургии. — 2017. — № 10 (93). — С. 3–10.

6. Чуркин А. А., Береснев А. В. Клинико-динамические особенности формирования пограничных психических расстройств у учащейся молодежи // Российский психиатрический журнал. — 2003. — № 5. — С. 21–24.

7. Чуркин А. А., Демчева Н. К., Авфуков А. В. Оценка факторов, влияющих на состояние психического здоровья трудоспособного населения. Методические рекомендации. — М.: ФГБУ «ГНЦ ССП им. В. П. Сербского» Минздравсоцразвития России, 2012. — 35 с.

8. Чуркин А. А., Демчева Н. К., Авфуков А. В. Способ выявления групп риска по формированию психических расстройств, связанных с напряженностью трудового процесса // Патент России № 2412645. 2011.

9. Comton M. T., Carrera Y., Frank E. Stress and depressive symptoms dysphoria among US medical students: results from a large, nationally representative survey // Gig. Sanit. — 2008. — Vol. 4. — P. 66–69.

10. Herzog D. D. Borus J. F. et al. Substance use, eating, behaviors and social impairment of medical students // J. Med. Educ. — 1987, Aug. — Vol. 62 (8). — P. 651–657.

Распространенность психических расстройств у лиц юношеского возраста наиболее высокая по сравнению с другими возрастными группами [3]. Особенно высока она у студентов, о чем свидетельствуют данные исследований отечественных и зарубежных авторов, согласно которым пограничные психические расстройства составляют от 5,8 до 61,35 % учащихся [1, 2, 9, 10].

Причиной высокой распространенности психических расстройств у студентов является их принадлежность к особой категории лиц, поскольку на фоне смены стереотипов, образа жизни, перехода во взрослое состояние они подвергаются повышенным учебным, психическим, умственным, физическим нагрузками, необходимости в ряде случаев совмещать обучение в вузе с работой [4, 5, 6]. Все это, безусловно, оказывает влияние на возникновение и развитие предболезненных состояний и пограничных психических расстройств [4, 5, 6].

При том что медицинские науки и, в частности, психиатрия проводят множественные исследования, касающиеся влияния условий труда на психическое здоровье [7, 8], остается ощутимым дефицит специальных работ, посвященных изучению стрессовых ситуаций, психических, интеллектуальных нагрузок, психоэмоционального перенапряжения у студентов, а также их связи с возникновением и развитием пограничных психических расстройств. Отсутствуют специальные углубленные исследования влияния такого феномена, как неудовлетворенность студентов своими успехами, на психическое здоровье.

Исходя из сказанного, целью настоящего исследования является разработка способа количественной оценки степени удовлетворенности результатами обучения и связь данного параметра с психическим здоровьем студентов.

Сплошным методом было обследовано 995 студентов Ростовского медицинского университета и 804 студента Ростовского государственного университета путей сообщения. В работе использовались: карта эпидемиологических исследований, разработанная в ГНЦ ССП им. В. П. Сербского и адаптированная к задачам настоящей работы; разработанный авторами опросник для выявления психоэмоционального напряжения у учащихся, включающий оценку состояния перед экзаменами, отношение к успеваемости, к возможности реализовать себя в будущей профессии; разработанная авторами шкала оценки тяжести интеллектуальных нагрузок у студентов на основе основных положений руководства Р 2.2.2006-05 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

Для Цитирования:
Бухановская О. А., Демчева Н. К., Взаимосвязь между удовлетворенностью результатами обучения и психическим здоровьем у студентов медицинского и технического вузов. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: