Распространенность психических расстройств у лиц юношеского возраста наиболее высокая по сравнению с другими возрастными группами [3]. Особенно высока она у студентов, о чем свидетельствуют данные исследований отечественных и зарубежных авторов, согласно которым пограничные психические расстройства составляют от 5,8 до 61,35 % учащихся [1, 2, 9, 10].
Причиной высокой распространенности психических расстройств у студентов является их принадлежность к особой категории лиц, поскольку на фоне смены стереотипов, образа жизни, перехода во взрослое состояние они подвергаются повышенным учебным, психическим, умственным, физическим нагрузками, необходимости в ряде случаев совмещать обучение в вузе с работой [4, 5, 6]. Все это, безусловно, оказывает влияние на возникновение и развитие предболезненных состояний и пограничных психических расстройств [4, 5, 6].
При том что медицинские науки и, в частности, психиатрия проводят множественные исследования, касающиеся влияния условий труда на психическое здоровье [7, 8], остается ощутимым дефицит специальных работ, посвященных изучению стрессовых ситуаций, психических, интеллектуальных нагрузок, психоэмоционального перенапряжения у студентов, а также их связи с возникновением и развитием пограничных психических расстройств. Отсутствуют специальные углубленные исследования влияния такого феномена, как неудовлетворенность студентов своими успехами, на психическое здоровье.
Исходя из сказанного, целью настоящего исследования является разработка способа количественной оценки степени удовлетворенности результатами обучения и связь данного параметра с психическим здоровьем студентов.
Сплошным методом было обследовано 995 студентов Ростовского медицинского университета и 804 студента Ростовского государственного университета путей сообщения. В работе использовались: карта эпидемиологических исследований, разработанная в ГНЦ ССП им. В. П. Сербского и адаптированная к задачам настоящей работы; разработанный авторами опросник для выявления психоэмоционального напряжения у учащихся, включающий оценку состояния перед экзаменами, отношение к успеваемости, к возможности реализовать себя в будущей профессии; разработанная авторами шкала оценки тяжести интеллектуальных нагрузок у студентов на основе основных положений руководства Р 2.2.2006-05 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».