По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 005.64; 08.00.05

Взаимосвязь менеджмента качества и современных подходов к устойчивому развитию организаций

Умнова Мария Геннадьевна канд. экон. наук, ассистент кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: Umnova.MG@rea.ru

Управление качеством и устойчивое развитие компаний в некоторых аспектах являются концептуально близкими областями современного менеджмента. Ниже рассмотрены три области взаимодействия: устойчивые системы снабжения, управляемые с позиции менеджмента качества, инвестиции ограниченных ресурсов организаций одновременно в управление качеством и устойчивое развитие и воздействие основных практик управления качеством (JIT, TQM) на экологическую устойчивость организаций.

Литература:

1. Bastas А., Liyanage K. Sustainable supply chain quality management: A systematic review. Journal of Cleaner Production. — 2018. — Vol. 181. — pp. 726–744. — DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.09.158.

2. Green K.W., Inman R.A., Sower V.E., Zelbst P.J. (2018) Impact of JIT, TQM and green supply chain practices on environmental sustainability. Journal of Manufacturing Technology Management. — 2018. — DOI: 10.1108/JMTM-01-2018-0015.

3. Li D., Zhao Y., Zhang Lu., Chen X., Cao C. Impact of quality management on green innovation. Journal of Cleaner Production. — 2018. — Vol. 170. — pp. 462–470. — DOI: 10.1016/j.jclepro.2017.09.158.

Организация рентабельной работы компаний, основанной на использовании экологически и социально устойчивых технологий, является одной из наиболее актуальных задач для бизнеса и общества в целом. Клиенты, законодательные органы и другие заинтересованные стороны сегодня требуют от предприятий все более высокой эффективности бизнеса экологически, социально и финансово через ответственное управление продуктами, процессами и услугами. Как следствие, управление устойчивым развитием теперь является стратегическим параметром непрерывной работы бизнеса по удовлетворению текущих потребностей общества, при котором, однако, не приносится в жертву возможность удовлетворения будущих потребностей. Удовлетворение потребностей и интересов заинтересованных сторон лежит также и в основе предмета исследования менеджмента качества, что наталкивает на мысль о том, что эти две области науки управления имеют точки соприкосновения.

Первой такой точкой соприкосновения, по мнению английских авторов Bastas и Liyanage, являются устойчивые системы снабжения, управляемые с позиции менеджмента качества [1]. Интеграция управления качеством, которое стремится к внутреннему взаимодействию, в первую очередь между руководителями и сотрудниками, и управления цепочкой поставок, ориентированного на внешние партнерские отношения (поставщики и клиенты), в своей сумме приводит к устойчивой среде, ориентированной на установление синергетического эффекта, сотрудничество и координацию между всеми звеньями цепи. С другой стороны, имеются и проблемные моменты, например в том, что основная цель менеджмента качества (производительность на основе спецификации — качество) и основная цель управления цепочкой поставок (производительность по времени — скорость доставки) могут вступать в противоречие и вызывать сложности для их интеграции.

Второй вопрос, требующий внимания, — инвестиции ограниченных ресурсов организаций одновременно в управление качеством и устойчивое развитие. Так, например, в работе китайских исследователей [3] рассматривалось влияние существующих процессов по управлению качеством на инновационный потенциал компаний в сфере зеленых технологий. В результате проведенного исследования более 100 публичных китайских компаний удалось выявить негативную корреляцию между данными направлениями. В частности, это объяснялось тем, что чрезмерная стандартизация, присущая существующим подходам в менеджменте качества, сковывает инновационный потенциал компаний. Однако сами авторы отмечают, что в других исследованиях встречаются противоречащие выводы. Очевидно, данная проблема требует дальнейших изысканий.

Для Цитирования:
Умнова Мария Геннадьевна, Взаимосвязь менеджмента качества и современных подходов к устойчивому развитию организаций. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: