Организация рентабельной работы компаний, основанной на использовании экологически и социально устойчивых технологий, является одной из наиболее актуальных задач для бизнеса и общества в целом. Клиенты, законодательные органы и другие заинтересованные стороны сегодня требуют от предприятий все более высокой эффективности бизнеса экологически, социально и финансово через ответственное управление продуктами, процессами и услугами. Как следствие, управление устойчивым развитием теперь является стратегическим параметром непрерывной работы бизнеса по удовлетворению текущих потребностей общества, при котором, однако, не приносится в жертву возможность удовлетворения будущих потребностей. Удовлетворение потребностей и интересов заинтересованных сторон лежит также и в основе предмета исследования менеджмента качества, что наталкивает на мысль о том, что эти две области науки управления имеют точки соприкосновения.
Первой такой точкой соприкосновения, по мнению английских авторов Bastas и Liyanage, являются устойчивые системы снабжения, управляемые с позиции менеджмента качества [1]. Интеграция управления качеством, которое стремится к внутреннему взаимодействию, в первую очередь между руководителями и сотрудниками, и управления цепочкой поставок, ориентированного на внешние партнерские отношения (поставщики и клиенты), в своей сумме приводит к устойчивой среде, ориентированной на установление синергетического эффекта, сотрудничество и координацию между всеми звеньями цепи. С другой стороны, имеются и проблемные моменты, например в том, что основная цель менеджмента качества (производительность на основе спецификации — качество) и основная цель управления цепочкой поставок (производительность по времени — скорость доставки) могут вступать в противоречие и вызывать сложности для их интеграции.
Второй вопрос, требующий внимания, — инвестиции ограниченных ресурсов организаций одновременно в управление качеством и устойчивое развитие. Так, например, в работе китайских исследователей [3] рассматривалось влияние существующих процессов по управлению качеством на инновационный потенциал компаний в сфере зеленых технологий. В результате проведенного исследования более 100 публичных китайских компаний удалось выявить негативную корреляцию между данными направлениями. В частности, это объяснялось тем, что чрезмерная стандартизация, присущая существующим подходам в менеджменте качества, сковывает инновационный потенциал компаний. Однако сами авторы отмечают, что в других исследованиях встречаются противоречащие выводы. Очевидно, данная проблема требует дальнейших изысканий.