В настоящее время все большее внимание уделяется проектам, которые способны повысить эффективность экономики страны, поднять экономику на новый уровень. Понятие «инновации» распространяется повсюду, часто подразумевая под этим некое новшество, которое внедряется, применяется для повышения коммерческой эффективности чего-либо. Словосочетания «креативные индустрии», «креативная экономика», «креативные кластеры» также находятся на слуху. Однако что же собой представляет этот креативный кластер, каков его потенциал и какой потенциал имеют инновационные проекты именно в данном направлении? Так как отмечается, что креативные индустрии становятся существенным драйвером экономического развития как в развитых, так и в развивающихся странах [1, с. 40].
Развитие креативных индустрий могут замедлять ряд аспектов. Следует отметить, что различные проекты могут быть связаны или не связаны с осуществлением НИОКР, основными этапами заключения договора которого можно выделить: планирование закупки; разработку технического задания; проведение конкурсной процедуры; определение победителя тендера; заключение договора с победителем; исполнение договора [2]. В этом случае одной из причин замедления процесса реализации проектов можно назвать многоэтапность оформления документации и пр., в том числе в случае получения финансирования.
Также особенно в последнее время на скорость и успешность реализации проектов влияет уровень цифровизации компаний. Цифровизацию предприятия можно рассматривать с двух перспектив:
• цифровизация бизнес-модели — трансформация модели взаимодействия с клиентом, переход от классического понимания продаж к модели smart-продукта, который дополняется цифровым сервисом для удобства клиента;
• операционная цифровизация — внедрение новых цифровых инструментов для оптимизации и повышения эффективности предприятия в границах уже существующей бизнес-модели [3].
Особенности осуществления управления процессами стратегического планирования и уровень цифровизации также влияют на скорость и успешность запуска проектов, в том числе в креативных индустриях, учитывая, что цифровые решения часто помогают в выстраивании взаимодействия с потребителями, клиентами, эффективность которых немаловажна для креативных индустрий.