Известно, что на фоне дисгормональных нарушений любое хроническое заболевание протекает более тяжело и длительно. С другой стороны, серьезные системные и хронические заболевания при длительном воздействии на организм человека могут приводить к дисбалансу половых гормонов, обусловливая определенный замкнутый круг [7, 8].
Помимо этого, было доказано, что есть определенная взаимосвязь между андрогенодефицитом и степенью выраженности и тяжести переносимой урологической патологии [1, 3, 5]. Однако четкой связи между уровнем андрогенной недостаточности и возрастом исследуемых пациентов с хроническим простатитом прослежено не было [6, 11].
Литературный обзор (Literature Review). Патогенез гиперпролактинемии при хроническом бактериальном простатите и бессимптомной бактериоспермии у мужчин остается весьма дискутабельным.
Известно, что в результате латентного воспалительного процесса в предстательной железе, которое вызвано в подавляющем большинстве случаев бактериями, развивается атрофия железистой паренхимы и миоэпителиальных элементов предстательной железы, сопровождающаяся уменьшением секреции тестостерона.
Также для таких ситуаций характерно ингибирование процесса перехода тестостерона в более активную форму, дегидротестостерон. Снижение секреции тестостерона и дегидротестостерона в свою очередь приводят к относительному увеличению концентрации эстрадиола. Сенсибилизация гипофиза эстрогенами в дальнейшем приводит к гиперпролактинемии [2].
Влияние пролактина на сперматогенез многолико, фактически он действует на все звенья процесса и выступает дополнительным регуляторным фактором для действия ЛГ и ФСГ. Секреция пролактина также имеет сложную взаимосвязь с гонадотропными гормонами гипофиза. Предположительно, бактериоспермия, потенцируя структурно-функциональные изменения половых желез, может оказывать влияние на состояние гормонального фона, в частности, повышение уровня пролактина и развитие инфертильности [9, 12].
При дефиците тестостерона в ткани предстательной железы снижается уровень оксида азота, что приводит к нарушению кровоснабжения самой простаты. Это является одним из патогенетических механизмов постоянной персистенции микроорганизмов в ткани предстательной желез, что проявляется частыми обострениями хронического бактериального простатита [10].