В Российской Федерации государственный бюджет выступает в форме федерального закона о федеральном бюджете, который и состоит из доходной и расходной частей. В этой связи и государственный финансовый контроль будет сводиться к контролю исполнения федерального закона по полноте поступления доходной части и непревышению расходов расходной части. Отсюда и узкое понимание государственного финансового контроля. Если рассматривать государственные финансы в широком смысле слова, то это не только государственный бюджет, но и вся та совокупность элементов государства, которая создает национальное богатство общества. Это не только чисто управленческая деятельность по формированию и использованию государственного бюджета, но и природные ресурсы, производственная и хозяйственная деятельность субъектов производства, распределения и потребления. При такой трактовке государственных финансов сфера государственного финансового контроля существенно расширяется. Его объектами становятся не только организации, использующие средства федерального бюджета, но и всякая организация, использующая национальное достояние, будь то земля, лес, вода, недра, биологические ресурсы, государственная собственность и т.п.
Именно таким и должен быть государственный финансовый контроль. Таким образом, в широком смысле слова государственный финансовый контроль — это контроль над формированием, использованием и воспроизводством национального достояния. В этой связи он и является функцией государственного управления производительными силами и производственными отношениями в обществе. Понятно, что такая объемлющая его характеристика рождает и проблему его организации, то есть кто, где, когда и как должен осуществлять государственный финансовый контроль.
Процесс познания в государственном финансовом контроле состоит из двух этапов:
• описательного, связанного со сбором фактов и их первоначальной группировкой;
• логико-аналитического, представляющего качественный анализ фактов и сочетающего качественные и количественные методы научного познания.