Англоязычные ученые-экономисты консервативны в коммерческих терминах, поэтому в закупках, карго, тендерах все четко налажено и понятно. RFP [от англ. Request for Proposal — «заявка от заказчика по оказанию конкурсных услуг (созданию проекта, приобретению продукта)»]. В заявке отражают цели заказчика, спецификации, KPI, критерии к проведению тендера, его участникам и др. RFQ (Request for Quotation) — запрос коммерческого предложения, когда спецификации к продукту определены и задокументированы четко, и, хотя предоставление продукта с высшими качествами и приятно, но в данной проблеме — неважно. Путаница с RFQ и RFP [12] может привести к некорректному, нерелевантному тендеру, его исполнению.
Стейкхолдер (англ., «акционер», «держатель ставок») — лицо физическое или юридическое, воздействующее, хоть и косвенно, на деятельность организации, например, ожидающее от нее успешности и результативности. Термин введен в 1980-х гг. специалистом по МВА Р. Фрименом в книге «Стратегический менеджмент» [1]. Предшественники Фримена акцентировали стратегию фирмы в вопросе «Что должна фирма делать?». Фримен же связывал стратегию с ответом на вопрос: «Чем является фирма?», акцентируя принцип: «Корпорация образуема взаимоотношениями с вовлечением работников, потребителей, поставщиков, прочих групп» [2].
Многими отмечается важность и ответственность социальных трансформаций в исследовании конкурентоспособности фирмы, например, [3]. В этой связи усиливается внимание к лидогенерации, особенно через соцсети. Средства медиа-СМИ и изучение этого процесса и лидов помогут эффективно вести стратегический менеджмент [4], изучать поведение и аудиторию стейкхолдеров, а также ответную реакцию (регистрацию) на предложение рекламодателя.
Разработка стратегии связана с системными изменениями. Без применения системного анализа и исследования инновационных механизмов не обойтись. Трансформации (особенно цифровые) во многом определяют и сами зависят от стратегического менеджмента, хотя оно «само по себе», как «вещь в себе» не гарантирует системного эффекта. Необходимо исследовать эти процессы, идентифицировать эмерджентные свойства и инновационный потенциал [5]. Это избавит в некоторой мере от различных часто «конфликтующих» подходов к управлению, оцениванию и выбору критериев эффективности, привлекая заинтересованных на высшем или пользовательском уровне.