В соответствии с действующим законодательством [1; 2] разработку и реализацию мероприятий по профессиональной реабилитации осуществляют государственные органы службы занятости субъектов Российской Федерации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида. Необходимость учитывать рекомендации ИПРА предусматривает необходимость активного взаимодействия специалистов службы занятости с органами МСЭ с целью достижения максимального эффекта для инвалида.
С другой стороны, важной задачей специалистов бюро МСЭ является правильное определение того комплекса профреабилитационных мероприятий, который необходим конкретному инвалиду, причем с учетом реальных возможностей территориального рынка труда. Это осложняется проблемой нехватки в регионах подготовленных кадров (психологов, профориентаторов, реабилитологов) в составе экспертов МСЭ. Кроме того, при оформлении новой ИПРА и разработке новых трудовых рекомендаций в процессе переосвидетельствования инвалидов не всегда учитывается предыдущая работа специалистов органов службы занятости с данными гражданами. Все это, а также качество самих рекомендаций по профессиональной реабилитации крайне затрудняет трудоустройство инвалидов на открытом рынке труда в соответствии с ИПРА.
Недостатки формирования индивидуальных программ реабилитации, с которыми приходится сталкиваться на практике, вызывают множество нареканий со стороны специалистов органов службы занятости. Они часто носят неконкретный характер и зачастую даже препятствуют последующему трудоустройству инвалидов, не позволяют профконсультантам центров занятости соотносить их возможности с предлагаемыми работодателями вакансиями.
В этих условиях на первый план выходит задача обеспечения межведомственной координации подразделений службы занятости населения, центров профориентации, учреждений по реабилитации инвалидов, учреждений государственной федеральной службы МСЭ на уровне субъектов Российской Федерации, наличие слаженного взаимодействия всех участников процесса.