По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.253.5:614.253.89

Взаимодействие, общение и сотрудничество с пациентом и его семьей

Матвеева Н.М. заведующая отделением дополнительного профессионального образования, магистр психологии E-mail: matveeva_nm@mail.ru
Пашина Т.В. психолог Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Тюменский медицинский колледж» 625026, Тюмень, ул. Холодильная, д. 81

Статья предназначена для усовершенствования теоретических знаний медицинских работников в сфере психологии, которые помогут найти эффективную позицию в общении с пациентом и его родственниками.

Литература:

1. Национальный психологический журнал. — 2014. — № 2 (14). — С. 72–81.

Согласно современным требованиям к оказанию медицинских услуг, особое место занимает удовлетворенность пациентов данными услугами. Как показывает практика, правильно выстроенное взаимодействие между пациентами и медицинскими работниками снижает количество жалоб на работу медицинских работников.

Под взаимодействием (интеракция) в процессе общения принято понимать, взаимозависимый обмен действиями, поведенческими реакциями и психическими состояниями. Целью взаимодействия является организация совместной деятельности партнеров по общению.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями партнеров по общению, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. При этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.

В психологическом плане, главное содержание общения — это воздействие на партнера (медицинского работника, пациента и членов его семьи). При его описании чаще всего используются термины действий. Например, «Он на меня давил, но я не поддался», «Он подстраивался под меня» и т. д. При общении происходит реакция на действия и слова партнера. Поэтому при общении с пациентом и его родственниками необходимо использовать знания о ятрогении.

Реакции проявляются в позитивных эмоциях при согласии и негативных эмоциях при несогласии с действиями партнера. Реакция на действия собеседника проявляется в просьбах, предложениях, указаниях, выражении мнения, выдаче информации. Реакция на действия партнера по общению может быть разная и зависит от того, как мы его воспринимаем и оцениваем его действия. В одном случае может казаться, что партнер нас к чему-то подталкивает, и мы осознанно или неосознанно сопротивляемся его воздействию, в другом — что мы действуем «заодно», в третьем — что партнер затрагивает наши интересы и мы отстаиваем их и т. д. За словами стоят действия. Общаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос: «Что он делает?», и наше поведение строится исходя из полученного ответа.

Для Цитирования:
Матвеева Н.М., Пашина Т.В., Взаимодействие, общение и сотрудничество с пациентом и его семьей. Медсестра. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: