Статья поступила 12.05.2019 г.
Развитие технологий и научных достижений, в том числе в естественных науках, привлекает внимание все большего числа людей. Медийная сфера включает в себя огромное количество информации о практической значимости новых открытий в области физики, химии, биологии, медицины. Растут продажи книг по естественным наукам [13], увеличивается количество выпускников, сдающих экзамены в этой области [6], на научно-популярные блоги YouTube подписаны миллионы человек. Однако растущие потоки информации порождают проблему отбора качественных материалов и защиты от дезинформации.
Бурное развитие медиасферы отражается на способах, механизмах и особенностях восприятия человеком окружающих явлений и событий. Современная медиакультура стала комплексным средством для освоения нового мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах [3]. Стремительное увеличение базы научных знаний в совокупности с изменениями в области медиакоммуникаций изменило восприятие подобной информации обществом. В медиамире, где существует мем «британские ученые», обозначающий науку, занимающуюся бесполезными исследованиями, где ведутся споры о статусе гомеопатии, астрологии и, например, «новой хронологии» А.Т. Фоменко, бывает сложно отделить ложное от истинного. В связи с этим особенно важно рассмотреть медиакультуру в связи с таким понятием, как естественнонаучная культура.
Медиакультура есть показатель уровня развития личности, ее способности усваивать новые знания в области медиа, воспринимать, оценивать, анализировать медиатекст, взаимодействовать с каналами массовой коммуникации, заниматься медиатворчеством [2]. Соответственно, процесс создания, восприятия, переработки, передачи человеком любой информации есть вопрос медиакультуры. С другой стороны, понятие «естественнонаучная культура» включает в себя в том числе фактически усвоенное человеком содержания накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях [10], а также совокупность умений, методов, приемов, теоретических принципов и эмпирических процедур, формирующих дискурсивный стиль мышления и способствующих получению истинной информации об объекте [11].