По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 308

Взаимодействие медиа-и естественнонаучной культуры

Авилкина Светлана Владимировна магистрант 2 курса программы «Медийно-информационная грамотность» Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Россия, 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16-18, e-mail: nilafi n@gmail.com

В статье рассматривается проблема низкого уровня медийной и естественнонаучной культуры граждан. Анализируется совместное воздействие этих факторов на другие сферы жизни: экологическую ответственность, социальные отношения, формирование личности как таковой. Поднимаются вопросы медиа- и естественнонаучной грамотности, лженауки в медиакультуре, осознанного медиаповедения. Особое внимание отводится роли медиаобразования в этих процессах.

Литература:

1. Авилкина С.В. Распространение искажений в естественнонаучной сфере (на примере онкологических заболевания) // Экология медиасреды. — М., 2018. — С. 142–150.

2. Жилавская И.В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования // Медиаскоп. — 2008. — № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/229 (дата обращения 30.10.2018).

3. Жилавская И.В. Медиаобразование молодежной аудитории. — Томск: ТИИТ, 2009. — 322 с.

4. Жилавская И.В. Медиаповедение личности. Обретение смысла // Медиаскоп. — 2011. — № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. mediascope.ru/node/786 (дата обращения 30.10.2018).

5. Мамырханова А.М., Есембаева Г.Б. Естественнонаучная грамотность обучающихся в средней школе по результатам международных исследований: состояние и пути повышения качества (на примере Казахстана) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 6. — С. 128–131 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://applied-research. ru/ru/article/view?id=6858 (дата обращения 30.10.2018).

6. Рособрнадзор: выпускники школ стали выбирать больше предметов для сдачи ЕГЭ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sn.ria. ru/20180307/1515935724.html (дата обращения 30.10.2018).

7. Основные результаты международного исследования PISA-2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.osoko.edu.ru/common/ upload/osoko/pisa/PISA_2015_results_short_report.pdf (дата обращения 30.10.2018).

8. Оценка текущего состояния и перспектив изменения уровня медиаграмотности населения Российской Федерации на основе мониторинга уровня медиаграмотности. Отчет по НИР. — ЦИРКОН, 2012 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zircon.ru/upload/iblock/a83/Ocenka_tekushhego_sostojanija_i_ perspektiv_izmenenija_urovnja_mediagramotnosti_naselenija_2012.pdf (дата обращения 30.10.2018).

9. Пентин А.Ю., Ковалева Г.С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. — 2018. — № 1. — С. 79–109 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vo.hse.ru/2018--1/217474627.html (дата обращения 30.10.2018).

10. Плугина Н.А. Основные аспекты интеграции научных культур // Интеграция образования. — 2012. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-aspekty-integratsii-nauchnyh-kultur (дата обращения 30.11.2018).

11. Шубин В.И. Культура. Техника. Образование: учеб. пособие / В.И. Шубин, Ф.Е. Пашков. — Днепропетровск, 1999 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/shubin_kultura/ (дата обращения 30.10.2018).

12. Academic Grievance Studies and the Corruption of Scholarship // Areo [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://areomagazine.com/2018/10/02/ academic-grievance-studies-and-the-corruption-of-scholarship/ (дата обращения 30.10.2018).

13. Forbes назвал самые продаваемые книги в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://colta.ru/news/16992 (дата обращения 30.10.2018).

Статья поступила 12.05.2019 г.

Развитие технологий и научных достижений, в том числе в естественных науках, привлекает внимание все большего числа людей. Медийная сфера включает в себя огромное количество информации о практической значимости новых открытий в области физики, химии, биологии, медицины. Растут продажи книг по естественным наукам [13], увеличивается количество выпускников, сдающих экзамены в этой области [6], на научно-популярные блоги YouTube подписаны миллионы человек. Однако растущие потоки информации порождают проблему отбора качественных материалов и защиты от дезинформации.

Бурное развитие медиасферы отражается на способах, механизмах и особенностях восприятия человеком окружающих явлений и событий. Современная медиакультура стала комплексным средством для освоения нового мира в его социальных, интеллектуальных, нравственных, художественных, психологических аспектах [3]. Стремительное увеличение базы научных знаний в совокупности с изменениями в области медиакоммуникаций изменило восприятие подобной информации обществом. В медиамире, где существует мем «британские ученые», обозначающий науку, занимающуюся бесполезными исследованиями, где ведутся споры о статусе гомеопатии, астрологии и, например, «новой хронологии» А.Т. Фоменко, бывает сложно отделить ложное от истинного. В связи с этим особенно важно рассмотреть медиакультуру в связи с таким понятием, как естественнонаучная культура.

Медиакультура есть показатель уровня развития личности, ее способности усваивать новые знания в области медиа, воспринимать, оценивать, анализировать медиатекст, взаимодействовать с каналами массовой коммуникации, заниматься медиатворчеством [2]. Соответственно, процесс создания, восприятия, переработки, передачи человеком любой информации есть вопрос медиакультуры. С другой стороны, понятие «естественнонаучная культура» включает в себя в том числе фактически усвоенное человеком содержания накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях [10], а также совокупность умений, методов, приемов, теоретических принципов и эмпирических процедур, формирующих дискурсивный стиль мышления и способствующих получению истинной информации об объекте [11].

Для Цитирования:
Авилкина Светлана Владимировна, Взаимодействие медиа-и естественнонаучной культуры. Вопросы культурологии. 2019;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: