Процесс глобализации, значительно и качественно увеличивший зависимость национальных экономических операторов от состояния внешних факторов при одновременном кратном росте числа вовлеченных в международный бизнес компаний, вызвал необходимость пересмотра традиционных подходов к взаимодействию государства и предпринимательского сообщества при формировании внешней повестки развития страны. По объективным причинам прежде всего это затронуло внешнеэкономическую повестку.
Возрастание масштабов экспортной деятельности и ее вклада в ВВП на фоне усиления международной конкуренции, стимулируемой появлением новых крупных активных игроков, потребовало не только существенного расширения объемов государственной поддержки экспорта, но также выработки эффективных механизмов взаимодействия с бизнесом на всех стадиях экспортного цикла — от финансирования перспективных экспортно-ориентированных НИОКР до продвижения отечественных товаров и услуг на приоритетных страновых рынках1. Масштаб задач такого взаимодействия закономерно вышел за рамки возможностей традиционных форматов согласования с бизнесом внешней повестки развития.
Процессы интернационализации и транснационализации национальных экономик привели к резкому усилению различных зависимостей и взаимозависимостей на микроуровне и в итоге — на макроуровне. На современном этапе глобализации практически невозможно отделить интересы государства от интересов бизнеса на международной арене. По сути эти интересы в отдельных случаях могут различаться, но императивной является задача их обязательного всестороннего учета и согласования при выработке внешней повестки развития.
Быстрое распространение в последние десятилетия глобальных и региональных цепочек добавленной стоимости обусловило значительное расширение и усложнение задач взаимодействия государства и бизнеса в вопросах доступа на рынки, обеспечения устойчивости и безопасности цепочек поставок, др. Современные региональные торговые соглашения, все в большей степени ориентирующиеся на обеспечение интересов участников цепочек добавленной стоимости, предполагают элементы тесного постоянного взаимодействия с бизнесом при выработке позиции по таким соглашениям, включая механизмы прямого взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами и привлечения корпоративных юристов к подготовке конкретных предложений по условиям этих соглашений.