По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.1

Взаимодействие государства и бизнеса в продвижении национальных интересов на международной арене

Спартак Андрей Николаевич д-р экон. наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки России; директор, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт; заведующий кафедрой международной торговли и внешней торговли РФ, Всероссийская академия внешней торговли 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, д. 4, E-mail: vniki@vniki.msk.ru
Костикова Анна Анатольевна канд. филос. наук, доцент; заместитель декана философского факультета, МГУ им. М. В. Ломоносова; научный руководитель программы «Реклама и связи с общественностью» 119991 ГСП-1, г. Москва, Ленинские горы, МГУ, философский факультет, E-mail: foreign@philos.msu.ru
Французов Виталий Витальевич ст. науч. сотр., Институт международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, д. 4а, E-mail: info@vavt.ru

В статье рассматриваются современные формы и механизмы взаимодействия государства и бизнеса в реализации внешней повестки национального развития, определены лучшие зарубежные практики в данной области. На этой основе предложены направления и меры формирования в России устойчивого партнерства государства и бизнеса во внешнеэкономической сфере для расширения несырьевого экспорта и усиления коммерческого присутствия на глобальном рынке.

Процесс глобализации, значительно и качественно увеличивший зависимость национальных экономических операторов от состояния внешних факторов при одновременном кратном росте числа вовлеченных в международный бизнес компаний, вызвал необходимость пересмотра традиционных подходов к взаимодействию государства и предпринимательского сообщества при формировании внешней повестки развития страны. По объективным причинам прежде всего это затронуло внешнеэкономическую повестку.

Возрастание масштабов экспортной деятельности и ее вклада в ВВП на фоне усиления международной конкуренции, стимулируемой появлением новых крупных активных игроков, потребовало не только существенного расширения объемов государственной поддержки экспорта, но также выработки эффективных механизмов взаимодействия с бизнесом на всех стадиях экспортного цикла — от финансирования перспективных экспортно-ориентированных НИОКР до продвижения отечественных товаров и услуг на приоритетных страновых рынках1. Масштаб задач такого взаимодействия закономерно вышел за рамки возможностей традиционных форматов согласования с бизнесом внешней повестки развития.

Процессы интернационализации и транснационализации национальных экономик привели к резкому усилению различных зависимостей и взаимозависимостей на микроуровне и в итоге — на макроуровне. На современном этапе глобализации практически невозможно отделить интересы государства от интересов бизнеса на международной арене. По сути эти интересы в отдельных случаях могут различаться, но императивной является задача их обязательного всестороннего учета и согласования при выработке внешней повестки развития.

Быстрое распространение в последние десятилетия глобальных и региональных цепочек добавленной стоимости обусловило значительное расширение и усложнение задач взаимодействия государства и бизнеса в вопросах доступа на рынки, обеспечения устойчивости и безопасности цепочек поставок, др. Современные региональные торговые соглашения, все в большей степени ориентирующиеся на обеспечение интересов участников цепочек добавленной стоимости, предполагают элементы тесного постоянного взаимодействия с бизнесом при выработке позиции по таким соглашениям, включая механизмы прямого взаимодействия с ключевыми стейкхолдерами и привлечения корпоративных юристов к подготовке конкретных предложений по условиям этих соглашений.

Для Цитирования:
Спартак Андрей Николаевич, Костикова Анна Анатольевна, Французов Виталий Витальевич, Взаимодействие государства и бизнеса в продвижении национальных интересов на международной арене. Международная экономика. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: