По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Вызовы и перспективы внедрения системы «Честный знак», или Как внедрить Data Matrix и усилить бизнес

Сергей Кочетов коммерческий директор, ML GROUP (ООО «Презент упаковка», ООО «Фабрика упаковки МИЛК»), milkpack.ru

В 2018 г. в России ввели требование об обязательной маркировке продукции с внесением данных в национальную систему «Честный знак». Это должны делать производители и компании, которые ввозят товар в Россию. Цель проекта — гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции. Для многих компаний это нововведение стало серьезным вызовом. Сложность заключалась в необходимости коренного изменения бизнес-процессов и внедрения новых технологий для нанесения маркировки на продукцию. Автор статьи на примере компании по производству упаковки для молочной продукции рассказывает о том, какие задачи решал менеджмент предприятия.

«Честный знак» — это национальная система маркировки и прослеживания продукции. Ее основная функция — информационная. Маркировка подразумевает нанесение на упаковку или этикетку цифрового знака — уникального двухмерного кода Data Matrix. В него «зашивается» информация о продукте — кто, где и когда произвел, сроки годности, условия хранения, подробное описание. Потребитель, выбирая товар в магазине, может «считать» эти данные с помощью своего смартфона с установленным приложением «Честный знак».

Движение товара от производителя или импортера до потребителя поэтапно фиксируется в системе. Технически это выглядит как отчет о движении посылки, отправленной из пункта А в пункт Б. Система позволяет в любой момент отследить местоположение каждой единицы товара. Она снимается с учета только после того, как будет приобретена в магазине. Система отслеживания позволяет предотвращать появление контрафактной продукции на прилавках.

На сегодняшний день подлежат обязательной маркировке 16 групп товаров, еще 15 групп маркируются в экспериментальном режиме.

«Честный знак» — это национальная система маркировки и прослеживания продукции. Ее основная функция — информационная. Маркировка подразумевает нанесение на упаковку или этикетку цифрового знака — уникального двухмерного кода Data Matrix. В него «зашивается» информация о продукте — кто, где и когда произвел, сроки годности, условия хранения, подробное описание.

Молочные продукты стали одними из первых категорий товаров, на которые ввели обязательную маркировку. В течение двух экспериментальных лет производителям предстояло решить, каким способом они будут наносить код на продукцию — в условиях собственного производства или обратившись к услугам типографий. Первый вариант предполагает значительные инвестиции в технологическое оборудование. При выборе способа прямого нанесения кода на упаковку необходимо оснастить линию дорогостоящим специализированным принтером. Вариант подходит для крупных производств, выпускающих большие объемы продукции. Другой способ — этикетирование — предполагает печать стикеров с нанесенным на них кодом, которые затем наклеиваются на упаковку. При выборе этого варианта требуется приобрести принтер и аппликатор для нанесения стикеров. Оптимален для небольших производств.

Для Цитирования:
Сергей Кочетов, Вызовы и перспективы внедрения системы «Честный знак», или Как внедрить Data Matrix и усилить бизнес. Директор по маркетингу и сбыту. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: