Ку-лихорадка — природно-очаговое зооантропонозное заболевание, вызываемое внутриклеточной бактерией Coxiella burnetii, относящейся к семейству Coxiellaceae внутри порядка Legionellales. Данная инфекция характеризуется широким распространением в мире, в том числе в России. Так, в настоящее время регистрация случаев заболевания ку-лихорадкой отмечается в 50 регионах Российской Федерации [1]. Клиническая диагностика спорадических случаев ку-лихорадки весьма сложна из-за выраженного полиморфизма клинических проявлений и отсутствия патогномоничных симптомов болезни. Примерно в 5 % случаев происходит хронизация инфекции, сопровождающаяся эндокардитами и гепатитами с высокой степенью инвалидизации и возможностью летального исхода [2].
Хотя основным путем передачи инфекции является ингаляционный (как правило, это вдыхание контаминированных бактериями аэрозолей при контакте с сельскохозяйственными животными), феномен природной очаговости имеет важное значение для экологии C. burnetii. В составе природных биоценозов (иксодовые клещи, дикие мелкие и крупные млекопитающие и птицы) этот возбудитель поддерживается с постоянством, что и обеспечивает стабильность существования инфекции в естественной среде [1]. Широкая распространенность клещей-иксодид в зонах южной и средней тайги обуславливает возможность передачи коксиелл человеку при контакте с клещами при посещении рекреационных и лесных зон и приусадебных участков на территории Санкт-Петербурга. Таким образом, исследование переносчиков является важным аспектом в изучении распространения ку-лихорадки на территории мегаполиса.
Цель — изучить превалентность Coxiella burnetii у ненапитавшихся кровососущих иксодовых клещей, собранных с растительности в облесенных территориях в пределах Санкт-Петербурга, с помощью молекулярно-генетических методов (ПЦР в режиме реального времени (РВ-ПЦР)).
Сбор иксодовых клещей осуществляли на территории Приморского (60 °00′54″ с. ш. 30 °00′30″ в. д.) и Курортного (60 °10′48″ с. ш. 29 °28′33″ в. д.) районов Санкт-Петербурга в период их активности в 2020 г. Вид клеща определяли согласно таксономическим ключам. Клещей индивидуально гомогенизировали в стерильном фосфатно-солевом буфере. ДНК из суспензии выделяли с помощью набора «АмплиПрайм Рибопреп» («НекстБио», Москва, Россия) согласно рекомендациям производителя. ПЦР в режиме реального времени для детекции C. burnetii проводили с использованием прибора Stratagene Mx3005 (Agilent, Германия). Скрининг проводили с помощью праймеров, фланкирующих фрагмент гена, кодирующего транспозазу is1111: is1111F CCGATCATTTGGGCGCT, is1111R CGGCGGTGTTTAGGC, is1111Probe FAM-TTAACACGCCAAGAAACGTATCGCTGTGBHQ1. Для проведения ПЦР в конечном объеме 25 мкл использовали 5-кратный мастермикс qPCRmix-HS («Евроген», Москва, Россия), олигонуклеотидные праймеры в конечной концентрации 0,5 мкМ, деионизированную воду и 10 мкл ДНК-матрицы. ПЦР проводили в следующем режиме: денатурация при 95 °С — 5 минут; 40 циклов: денатурация 95 °С — 15 секунд, отжиг, элонгация 60 °С — 60 секунд, считывание флюоресценции.