Фальсификация продовольственных товаров на российском рынке в последние годы достигла невероятного размаха, подделки производятся как на российских предприятиях, так и за рубежом. Проводимые разными контрольными органами и общественными организациями проверки выявляют все новые нарушения обязательных требований: безопасности, достоверности информации, ухудшение качества товаров вследствие несоответствия установленным требованиям нормативных документов, указанных на маркировке.
По словам президента Национальной торговой ассоциации Вадима Зуйкова, рост количества фальсификата может быть связан со снижением доходов населения, в результате чего вырос спрос на более дешевые продукты питания.
Количество выявленной фальсифицированной продукции в 2016 году выросло, несмотря на снижение количества проверок на 17% (относительно 2015 года). [1] В настоящее время термин «фальсифицированный» часто употребляется наравне с понятиями «некачественный», «контрафактный». Однако каждое из этих понятий имеет свое определение.
Так, в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»: «Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».
Контрафактным признается как ненадлежащего качества, так и высококачественный продукт, отвечающий всем потребительским свойствам и требованиям, обычно предъявляемым к соответствующему виду продуктов, но изготовленный с нарушением исключительных прав правообладателей. Контрафакт представляет собой новый продукт, созданный на базе существующего, в его основе — нарушение интеллектуальных прав.
Фальсифицированным (поддельным) называется товар, при изготовлении которого были допущены отклонения показателей качества и безопасности продукции от требований нормативной документации, действующей на эту продукцию, но не отражены в информации для потребителя (маркировке).