Статья поступила 20.05.2019 г.
В настоящее время вопросы этнокультурного своеобразия становятся весьма актуальными для образовательного пространства. Повышение культурной грамотности, организация образовательного пространства с учетом полиэтнического многообразия и создание гармоничной образовательной среды — одни из главных задач учреждений высшего образования. Исследование проводится на примере дисциплины «Иностранный язык», которая входит в базовую часть программы бакалавриата.
Изучение иностранного языка всегда связано со стереотипами: о странах изучаемого языка, носителях языка, а также о людях, изучающих язык. Стереотипы оказывают сильное влияние на установление взаимопонимания между адресатом и адресантом. Различия в культурах коммуникантов порождают разные варианты толкования поведения и, соответственно, отношения к этому поведению. Следует понимать, что, не обладая достаточными знаниями о другой культуре, коммуникант будет адекватно воспринимать только то, что близко его/ее национальным реалиям.
Термин «стереотип» был введен американским социологом У. Липманом в 1922 г. Под стереотипом он понимал форму восприятия окружающего мира, которая оказывает определенное влияние на наши чувства, до того как они дойдут до нашего сознания [1]. «Принято различать автостереотипы, отражающие то, что думают люди сами о себе, и гетеростереотипы, относящиеся к другому народу» [1. С. 49].
Следующее определение стереотипа было предложено исследователем О.Г. Орловой: «стереотип — отдельный, зафиксированный в устойчивых средствах языка признак концепта, воспроизводимый в дискурсе и отмеченный национально-культурной спецификой… стереотипы образуют систему в культуре и социуме, которые они описывают, а также в дискурсе, определяющем идеологические и ценностные признаки концепта, и в самом концепте, содержащем различные фреймы в своей структуре» [2. С. 7–8]. Исследователь считает, что стереотип определяется через описание его свойств и функций. Он обладает такими характеристиками, как оценочность, устойчивость, реальность, ассоциативность, неосознаваемость и деятельностная ориентированность. Для стереотипа свойственно выполнять следующие функции: экономия мыслительных и речевых усилий, категоризация, генерализация, социальная, дифференцирующая, интегрирующая, адаптирующая и селективная функции. Стереотипы образуют систему в культуре и социуме, которую они описывают [2. С. 8–9].