По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.02

Выставочное пространство Морского музея в Джакарте: проектирование представления морской культурной идентичности

Федоренко В.П. историк искусства, г. Санкт-Петербург

В данной статье описывается морская культурная идентичность Джакарты, представленная через выставочное пространство Морского музея (Museum Bahari). В экспозиции музея отражены четыре аспекта морской культурной идентичности морского сообщества Джакарты: инклюзивность, морские знания, трудолюбие и мультикультурализм.

Литература:

1. Abdullah, Mohammed bin (2017). Paradigma Pemanfaatan Sumber Daya Alam Kebaharian dalam Islam. Диссертация. Джакарта: UIN Syarif Hidayatullah Jakarta.

2. Akbar, Ali (2010). Museum di Indonesia: Kendala dan Harapan. Джакарта: Papas Sinar Sinanti.

3. Dean, David (1996). Museum Exhibition: Theory and Practice. Лондон: Routledge.

4. Dessens, Henk (1997). «From ‘remote’ to ‘accessible’: the Netherlands Museum Bahari». Museum International (Museum Baharis 2), Vol. 49, No. 1, pp. 6–10.

5. Dinas Museum dan Sejarah DKI Jakarta (1976). Rencana Induk Museum Bahari. Джакарта: Dinas Museum dan Sejarah DKI Jakarta.

6. Genin, Olivier (1997). «Museum Baharis: an infinite variety for a variety of publics». Museum International (Museum Baharis 2), Vol. 49, No. 1, pp. 4–5.

7. Hall, Stuart (1997). «Cultural Identity and Diaspora». В: Representation: Cultural Representation and Signifying Practices. Лондон: Sage Publication Ltd.

8. Hauenschild, Andrea (1988). Claims and Reality of New Museology: Case Studies in Canada, the United States and Mexico. Диссертация. Гамбург: University of Hamburg.

9. Heuken, Adolf (2000). Galang Kapal Batavia selama tiga ratus tahun. Джакарта: Cipta Loka Caraka.

10. Heuken, Adolf (2016). Tempat-tempat Bersejarah di Jakarta (8-е изд.). Джакарта: Cipta Loka Caraka.

11. Heuken, Adolf (2017). Sejarah Jakarta dalam Lukisan dan Foto: Illustrated History of Jakarta. Джакарта: Cipta Loka Caraka.

12. Hicks, Robert D. (2001). «What Is a Museum Bahari?». Museum Management and Curatorship, Vol. 19, No. 2, pp. 159–174.

13. Horridge, Adrian (2015). Perahu Layar Tradisional Nusantara. Джокьякарта: Penerbit Ombak.

14. Iskandar, Dadan (2004). «Identitas Budaya dalam Komunikasi Antar-Budaya: Kasus Etnik Madura dan Etnik Dayak». Jurnal Masyarakat dan Budaya, Vol. 6, No. 2, pp. 119–140.

15. Lapian, A.B. (1992). Sejarah Nusantara Sejarah Bahari. Инаугурационная речь на звание профессора. Депок: Факультет филологии Университета Индонезии.

16. Lapian, A.B. (2009). Orang Laut — Bajak Laut — Raja Laut: Sejarah Kawasan Laut Sulawesi Abad XIX. Джакарта: Komunitas Bambu.

17. Liliweri, Alo (2002). Makna Budaya dalam Komunikasi Antarbudaya. Джокьякарта: Penerbit LKIS.

18. Pradjoko, Didik & Utomo, Bambang Budi (2013). Atlas Pelabuhan-Pelabuhan Bersejarah di Indonesia. Джакарта: Direktorat Sejarah dan Nilai Budaya, Direktorat Jenderal Kebudayaan, Kementerian Pendidikan dan Kebudayaan.

19. Yulianto, Kresno (2016). Dibalik Pilar-Pilar Museum. Джакарта: Wedatama Widya Sastra.

20. Yuliaty, Christina, и др. (2019). Sosial Budaya Masyarakat Maritim (Seri Buku Besar Maritim Indonesia 4). Джакарта: Amafrad Press.

Морской музей (Museum Bahari) — первый музей морской тематики в Индонезии, торжественно открытый 7 июля 1977 года губернатором Джакарты Али Садикином. В настоящее время он находится в ведении Управления по делам культуры провинции Джакарта и управляется специальным подразделением — Администрацией Морского музея Джакарты. Согласно генеральному плану (RIMB) от 1976 года, основная цель музея — предоставление информации о морском деле Индонезии (Нусантара) через выставки и другие музейные мероприятия.

Музей расположен на улице Пасар Икан в районе Пенджаринган, Северная Джакарта, провинция Джакарта. Само расположение музея и его окружение способствуют передаче информации о морской культуре. Здание, где сегодня размещается музей, в прошлом было складским комплексом на западной стороне реки Чиливунг, принадлежавшим Голландской Ост-Индской компании (VOC). Эти склады использовались для хранения пряностей, доставляемых из разных уголков архипелага, в том числе из Молуккских островов, и впоследствии отправлялись в Европу как один из самых ценных товаров того времени.

Окружающая музей среда также связана с морской деятельностью местного населения и содержит множество исторических объектов, относящихся к морской истории. Среди них — порт Сунда Келапа, деревня Аквариум, бывший голландский рыбный рынок, деревня Луард Батанг, старое здание верфи и другие объекты, которые могут быть использованы для расширения возможностей музея.

Тем не менее, за годы своего существования музей сталкивался с рядом проблем, особенно в части организации экспозиции. После пожара в 2018 году выставочное пространство не было должным образом восстановлено. Размещение коллекций и информационных панелей зачастую несогласованно, концепция построения экспозиции по-прежнему ориентирована на объект, а не на посетителя. Между тем, музею следовало бы перейти от традиционной модели к новой музеологической парадигме, сосредоточенной на сообществе, развитии и взаимодействии с аудиторией.

На сегодняшний день Museum Bahari сталкивается с проблемой неорганизованности экспозиционного пространства, которое не отражает концепцию современного музея, ориентированного на сообщество. Нарратив о морской жизни Джакарты фактически отсутствует. Посетители, особенно жители Джакарты и её окрестностей, получают крайне мало информации о морской культуре столицы. В настоящее время единственное упоминание о морской жизни Джакарты в экспозиции — это карта городского планирования Батавии времён колониального периода, представленная в объектно-ориентированной форме и с минимальным объёмом информации.

Для Цитирования:
Федоренко В.П., Выставочное пространство Морского музея в Джакарте: проектирование представления морской культурной идентичности. Музей. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: