По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.02:6

Выставка «Мечта “Москвича”»: киногрезы, виражи и гонки

Т.П. Хайрулин научный сотрудник ГМИРЛИ им. В.И. Даля, г. Москва

В 2023 году Музей транспорта Москвы планирует открыть постоянную экспозицию в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице, где будет собрана коллекция, посвященная истории отечественного транспорта — от дореволюционных повозок до современных электробусов. В данный момент музей проводит временные выставки на Северном речном вокзале и на станциях Московского метрополитена. Одной из локаций стал исторический павильон «Транспорт СССР» на ВДНХ, где в ближайшие два месяца продолжит работать экспозиция «Мечта “Москвича”», посвященная истории популярнейшей автомобильной марки отечественного автопрома.

«Кумир миллионов», «народный любимец», «герой главных кинолент эпохи». Такими эпитетами создатели выставки «Мечта “Москвича”» решили охарактеризовать не кинозвезду, а транспортное средство, переведя «Москвич» — первый личный автомобиль в СССР — в разряд одушевленных лиц со своей биографией, судьбой и драмой. Куратор Сергей Рыков предложил облечь историю об автомобиле в современные одежды байопика — киножанра, связанного с биографией известной личности. Взамен гаража или ангара (столь привычных при экспониров артефактов) посетитель попадает на съемочную площадку, наполненную мультимедийными инсталляциями, звуковыми ландшафтами, фото- и видеоматериалами, рассказывающими о судьбе автомобиля и его отражениях в советской культуре — фильмах, анекдотах, легендах. Благодаря инсталляционным работам художницы Екатерины Джагаровой кинометафоры обрели плоть, а сама выставка превратилась в увлекательнейший сериал.

«Нашей задачей являлось создать выставку вроде бы про машины, про механизмы, но так, чтобы это было интересно широкому кругу посетителей. Это была основная концепция — превратить историю автомобиля в человеческую историю», — рассказывает сотрудница Музея транспорта Москвы Анна Жукова.

Большинство машин, представленных на выставке, — часть коллекции, сохранившейся при музее АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола), некоторые экземпляры были переданы из частных фондов и других музеев, отдельные автомобили приобрели специально к выставке. Серийный выпуск малолитражных автомобилей пришелся на послевоенный период, однако на выставке подробно представлены и предшественники «Москвича», экспериментальные разработки 1930-х годов — КИМ-10, а также показанный в разрезе автомобиль из коллекции Политеха — четырехдверный седан, скомплектованный на базе модели Opel, КИМ-10-52. Есть и уникальные экспонаты, такие как «Москвич-400-422» с деревянным кузовом, прозванный в народе «Буратино». Появился он в рамках эксперимента еще в 1946 году, когда с металлом в стране был дефицит. К редким экземплярам можно отнести двухцветный автомобиль, созданный для иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви в качестве подарка, и даже разработанный в 1990-е годы электромобиль М-2335 (привет, Илон Маск!).

Для Цитирования:
Т.П. Хайрулин, Выставка «Мечта “Москвича”»: киногрезы, виражи и гонки. Музей. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: