«Кумир миллионов», «народный любимец», «герой главных кинолент эпохи». Такими эпитетами создатели выставки «Мечта “Москвича”» решили охарактеризовать не кинозвезду, а транспортное средство, переведя «Москвич» — первый личный автомобиль в СССР — в разряд одушевленных лиц со своей биографией, судьбой и драмой. Куратор Сергей Рыков предложил облечь историю об автомобиле в современные одежды байопика — киножанра, связанного с биографией известной личности. Взамен гаража или ангара (столь привычных при экспониров артефактов) посетитель попадает на съемочную площадку, наполненную мультимедийными инсталляциями, звуковыми ландшафтами, фото- и видеоматериалами, рассказывающими о судьбе автомобиля и его отражениях в советской культуре — фильмах, анекдотах, легендах. Благодаря инсталляционным работам художницы Екатерины Джагаровой кинометафоры обрели плоть, а сама выставка превратилась в увлекательнейший сериал.
«Нашей задачей являлось создать выставку вроде бы про машины, про механизмы, но так, чтобы это было интересно широкому кругу посетителей. Это была основная концепция — превратить историю автомобиля в человеческую историю», — рассказывает сотрудница Музея транспорта Москвы Анна Жукова.
Большинство машин, представленных на выставке, — часть коллекции, сохранившейся при музее АЗЛК (Автомобильный завод имени Ленинского комсомола), некоторые экземпляры были переданы из частных фондов и других музеев, отдельные автомобили приобрели специально к выставке. Серийный выпуск малолитражных автомобилей пришелся на послевоенный период, однако на выставке подробно представлены и предшественники «Москвича», экспериментальные разработки 1930-х годов — КИМ-10, а также показанный в разрезе автомобиль из коллекции Политеха — четырехдверный седан, скомплектованный на базе модели Opel, КИМ-10-52. Есть и уникальные экспонаты, такие как «Москвич-400-422» с деревянным кузовом, прозванный в народе «Буратино». Появился он в рамках эксперимента еще в 1946 году, когда с металлом в стране был дефицит. К редким экземплярам можно отнести двухцветный автомобиль, созданный для иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви в качестве подарка, и даже разработанный в 1990-е годы электромобиль М-2335 (привет, Илон Маск!).