По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.032

Высшее образование в постмодернистской культурной ситуации: векторы осмысления и изменения

Сороковикова Валентина Ивановна заведующий кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Академии хорового искусства им. В.С. Попова, кандидат философских наук Россия, 125565, Москва, ул. Фестивальная, д. 2, e-mail: visoroks@mail.ru

В статье высшее образование анализируется в свете постмодернистской культурной ситуации. Автор показывает, что изменения, произошедшие в сфере культуры в конце XX — начале XXI века, были отражены в теории постмодернизма, отражающей особенности культуры постиндустриального информационного общества. Проанализированы присущие этой эпохе характеристики, связанные с развитием СМИ и компьютерных технологий, что приводит к новому образу жизни и мироощущению и отражается в особенностях мировосприятия и мировоззрения. Доказано, что постмодернистское мировоззрение затронуло всю культуру, привело к антропологической революции, нашло свое преломление в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

Литература:

1. Громыко Н.В. Интернет и постмодернизм — их значение для современного образования // Альманах «Восток». — Вып. 9/10 (33/34). — 2005 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.situation.ru/app/j_art_982.htm (дата обращения: 14.10.2010).

2. Огурцов В.П. Постмодернизм в контексте новых вызовов науки и образования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». — 2006. — № 1 (4). — С. 3–27.

3. Тейлор М. Поколение Next: студент эпохи постмодерна // Отечественные записки. — 2006. — № 3 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tspu.edu.ru/ ik/?ur=916&ur1=1050 (дата обращения: 10.10.2010).

Векторы изменений, происходящих в системе образования, активно обсуждаются исследователями. Так, например, в своей статье В.П. Огурцов [2, c. 3–27] специально останавливается на том, как изменения, происходящие внутри науки, приводят к трансформациям образования. В философии науки и в науковедении обычно выделяются три типа рациональности, которые реализованы в трех формах науки: классической, неклассической и постнеклассической. Постнеклассическая наука имеет целый ряд особенностей, которые соответствуют новой культурной ситуации постмодернизма. Даже понять принципы постнеклассической науки оказалось возможным только с помощью постклассической философии, то есть философии постмодернизма.

Происходящие в науке изменения не могут не оказать влияния на систему образования, которая трансформируется как под влиянием тех процессов, которые происходят в науке, так и под влиянием общей культурной ситуации.

Каковы же векторы изменений, происходящих в образовании?

Первый и самый важный из них связан с наступлением эры Интернета, поскольку из «эпохи Гутенберга» образование переместилось в «эпоху Билла Гейтса». Образование оказалось в новой информационной цивилизации. Как отмечает В.П. Огурцов в указанной статье, происходит «виртуализация образования», заключающаяся в виртуализации коммуникаций между учителем и учениками, между студентом и текстами прошлой и современной культуры, между самими студентами.

Возникает новая задача для системы образования, которая призвана давать студенту наиболее социально и культурно значимую схему интерпретации, возрастает роль навигаторов по виртуальной Сети, должны появиться новые стандарты представления знаний в учебниках, да и сами учебники должны становиться электронными и выкладываться в Интернете. Возможно, что такой учебник будет строиться по образцу «Википедии».

Возникновение новых «виртуальных» институций образования многими исследователями воспринимается как кардинальное разрушение существующей образовательной системы, поскольку происходит уменьшение времени непосредственного общения между преподавателем и студентами, расширение роли дистанционного обучения, массовое использование тестирования, уменьшение роли лекций и семинаров и перенос центра тяжести образования на самостоятельную работу с электронными носителями информации.

Для Цитирования:
Сороковикова Валентина Ивановна, Высшее образование в постмодернистской культурной ситуации: векторы осмысления и изменения. Ученый совет. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: