Векторы изменений, происходящих в системе образования, активно обсуждаются исследователями. Так, например, в своей статье В.П. Огурцов [2, c. 3–27] специально останавливается на том, как изменения, происходящие внутри науки, приводят к трансформациям образования. В философии науки и в науковедении обычно выделяются три типа рациональности, которые реализованы в трех формах науки: классической, неклассической и постнеклассической. Постнеклассическая наука имеет целый ряд особенностей, которые соответствуют новой культурной ситуации постмодернизма. Даже понять принципы постнеклассической науки оказалось возможным только с помощью постклассической философии, то есть философии постмодернизма.
Происходящие в науке изменения не могут не оказать влияния на систему образования, которая трансформируется как под влиянием тех процессов, которые происходят в науке, так и под влиянием общей культурной ситуации.
Каковы же векторы изменений, происходящих в образовании?
Первый и самый важный из них связан с наступлением эры Интернета, поскольку из «эпохи Гутенберга» образование переместилось в «эпоху Билла Гейтса». Образование оказалось в новой информационной цивилизации. Как отмечает В.П. Огурцов в указанной статье, происходит «виртуализация образования», заключающаяся в виртуализации коммуникаций между учителем и учениками, между студентом и текстами прошлой и современной культуры, между самими студентами.
Возникает новая задача для системы образования, которая призвана давать студенту наиболее социально и культурно значимую схему интерпретации, возрастает роль навигаторов по виртуальной Сети, должны появиться новые стандарты представления знаний в учебниках, да и сами учебники должны становиться электронными и выкладываться в Интернете. Возможно, что такой учебник будет строиться по образцу «Википедии».
Возникновение новых «виртуальных» институций образования многими исследователями воспринимается как кардинальное разрушение существующей образовательной системы, поскольку происходит уменьшение времени непосредственного общения между преподавателем и студентами, расширение роли дистанционного обучения, массовое использование тестирования, уменьшение роли лекций и семинаров и перенос центра тяжести образования на самостоятельную работу с электронными носителями информации.