По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Высшее образование — пародия на минотавра

Михаил Фридман научный консультант Международного научно-образовательного центра им. А.А. Зиновьева МГУ им. М.В. Ломоносова
Ключевые слова:

Целенаправленное и планомерное разрушение отечественной системы образования привело к тому, что идея государственного строительства в сознании людей либо отсутствует вовсе, либо занимает крайне скудное место. Сегодня никакой диплом не гарантирует выпускнику успешного трудоустройства.

Расцвет индустриализации в России, как известно, произошел в советский период. Страна строила сама себя, государственное строительство было делом каждого гражданина. «От каждого по способностям…» — начинались известные формулы коммунизма и социализма, то есть каждый должен был принимать активное участие в жизни страны. Страны, рассчитывающей на каждого. Страны, находящей место для жизни и работы каждому своему жителю, товарищу, гражданину.

На мой взгляд, основным завоеванием Великой Октябрьской революции стало появление реально функционирующего социального лифта. Кто был ничем, мог стать абсолютно кем угодно. Человек не был брошен государством, его ждали, его поддерживали, его продвигали. Образование, комсомольская, профсоюзная, партийная и производственная активность делали свое дело. Каждый гражданин мог родиться в самой глухой, самой захудалой деревне, располагающейся где-то на выселках, на периферии, в самой бедной, неполной семье, выучиться за государственный счет, успешно трудоустроиться без единого дня пропуска, состояться как личность, как гражданин, как профессионал и встретить старость не на помойке, а на своей жилплощади со своей пенсией, на которую можно было прожить.

Особая заслуга в этом именно фундаментального, качественного советского образования. Профтехучилища, техникумы и вузы готовили кадры для страны. Они знали точно, где, сколько, каких рабочих и специалистов требуется. Они не плодили дипломированных бездельников, амбициозных безработных, «эффективных менеджеров», не способных организовать даже самих себя.

Сегодня, получая диплом вуза, выпускник в большинстве случаев не связывает свою специальность с дальнейшей жизненной перспективой. Да и специальности у него нет — только направление подготовки. Это значит, что его чему-то учили, а вот научили ли его чему-то, этого диплом не утверждает.

Бакалавр и магистр — это не специалисты. В нашем случае это карикатура, пародия на Минотавра, сочетающего в себе черты многовековой западной традиции университета аграрной эпохи и великолепно себя зарекомендовавшего в ходе индустриализации советского отраслевого института.

Для Цитирования:
Михаил Фридман, Высшее образование — пародия на минотавра. Служба занятости. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: