По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Высшее образование и наука: некоторые системные проблемы

О.Н. Смолин профессор, д-р филол. наук, академик РАО, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке

В России новый министр науки и высшего образования — в недавнем прошлом ректор, что называется, «от земли» (хотя и из элитного вуза), которому ситуация в подведомственных сферах известна из реальной практики, а не из «дутых» отчётов. Тем не менее, хочется воспользоваться случаем для того, чтобы обратить внимание нового руководства, а вместе с тем и гражданского общества, на некоторые системные проблемы отечественной науки и высшего образования.

В любой области общественной жизни существуют проблемы частные и системные, без решения которых успешное управление невозможно. Системные проблемы отличаются от частных как минимум следующими признаками:

• во-первых, они охватывают все или большинство элементов системы;

• во-вторых, по определению имеют межведомственный характер и не могут быть решены усилиями какого-либо одного ведомства или одной ветви власти.

На взгляд автора, к системным проблемам российского образования относятся следующие:

1. Проблема хронического недофинансирования образования.

2. Статус педагогического работника.

3. Содержание образования.

4. Соотношение светского и религиозного образования.

5. Проблема управления образованием, включая необходимость его дебюрократизации.

6. Развитие сети образовательных и научных организаций, включая проблему её так называемой оптимизации.

7. Современные образовательные технологии и в первую очередь электронное обучение (в терминологии российского законодательства), или «цифровое образование» (в более популярной в настоящее время терминологии).

8. Статус учащегося (от дошкольника до аспиранта).

9. Здоровье учащихся.

10. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов.

11. Воспитание (формирование) личности.

12. Идеология (ценности) образования и образовательной политики.

По меньшей мере пять системных проблем из двенадцати перечисленных являются общими для отечественного высшего образования и науки. В их числе:

  • недофинансирование;
  • проблемы дебюрократизации;
  • формирование оптимальной сети образовательных и научных организаций и так называемая оптимизация;
  • кадры, включая статус педагогического и научного работника;
  • статус студента (аспиранта, докторанта).

Очевидно, эти проблемы возникли задолго до появления Министерства науки и высшего образования и тем более — нового правительства и министра. Однако решать их в значительной степени предстоит именно новому руководству. Полагаю, депутаты Комитета Государственной Думы по образованию и науке должны принимать в этом участие.

Для Цитирования:
О.Н. Смолин, Высшее образование и наука: некоторые системные проблемы. Ректор ВУЗа. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: