В любой области общественной жизни существуют проблемы частные и системные, без решения которых успешное управление невозможно. Системные проблемы отличаются от частных как минимум следующими признаками:
• во-первых, они охватывают все или большинство элементов системы;
• во-вторых, по определению имеют межведомственный характер и не могут быть решены усилиями какого-либо одного ведомства или одной ветви власти.
На взгляд автора, к системным проблемам российского образования относятся следующие:
1. Проблема хронического недофинансирования образования.
2. Статус педагогического работника.
3. Содержание образования.
4. Соотношение светского и религиозного образования.
5. Проблема управления образованием, включая необходимость его дебюрократизации.
6. Развитие сети образовательных и научных организаций, включая проблему её так называемой оптимизации.
7. Современные образовательные технологии и в первую очередь электронное обучение (в терминологии российского законодательства), или «цифровое образование» (в более популярной в настоящее время терминологии).
8. Статус учащегося (от дошкольника до аспиранта).
9. Здоровье учащихся.
10. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов.
11. Воспитание (формирование) личности.
12. Идеология (ценности) образования и образовательной политики.
По меньшей мере пять системных проблем из двенадцати перечисленных являются общими для отечественного высшего образования и науки. В их числе:
- недофинансирование;
- проблемы дебюрократизации;
- формирование оптимальной сети образовательных и научных организаций и так называемая оптимизация;
- кадры, включая статус педагогического и научного работника;
- статус студента (аспиранта, докторанта).
Очевидно, эти проблемы возникли задолго до появления Министерства науки и высшего образования и тем более — нового правительства и министра. Однако решать их в значительной степени предстоит именно новому руководству. Полагаю, депутаты Комитета Государственной Думы по образованию и науке должны принимать в этом участие.