По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Высшая школа Казахстана в контексте интеграционных процессов

В статье дан анализ состояния высшего образования в Казахстане в контексте интеграционных процессов, в частности болонских преобразований. Изучены противоречивые моменты интеграции казахстанской системы высшего образования в единое образовательное пространство. Анализируются факторы, сдерживающие инновационное развитие высшей школы. Рассмотрены особенности Национальной системы оценки качества образования, включающей процедуры входного, промежуточного и выходного контроля. Даны рекомендации по развитию культуры качества образования, совершенствованию Национальной системы квалификаций, повышению эффективности социального партнёрства «вуз — работодатель» в разработке практико-ориентированных программ в формате компетентностного подхода.

Литература:

1. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016–2019 годы: утв. Указом Президента РК от 01.03.2016 № 205. — URL: http://www. government.kz/images/ukazy16/rus/ U160000020520160301.htm.

2. Мешкова Т.А. Качество преподавания как потенциальная часть культуры качества в вузе // Вопросы образования. — 2010. — № 3. — С. 115–134.

3. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / Под ред. В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества, 2010. — 352 с.

4. Пак Ю.Н., Нугужинов Ж.С., Пак Д.Ю. Актуальные вопросы социального партнёрства «вуз — работодатель» в Казахстане // Высшее образование в России. — 2016. — № 1. — С. 154–159.

5. Пак Ю.Н., Погребицкая М.В., Пак Д.Ю. Институциональные аспекты модернизации высшей школы Казахстана // Университетское управление: практика и анализ. — 2015. — № 1. — С. 7–16.

6. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Формирование Национальной системы квалификаций и её сопряжение с образовательными стандартами // Alma mater. — 2014. — № 11. — С. 51–58.

7. Риддингс Б. Университет в руинах. — М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2010. — 300 с.

8. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014–2018 годы. — URL: http:// edu.gov.kz/ru/page/deyatelnost/ plani_i_otcheti/plani/strategicheskii_ plan_ministerstva_obrazovaniya_i_ nauki_respubliki_kazahstan_ na_20142018_godi.

9. Pak Yu.N., Gazaliev A.M. Bologna process and Kazakhstan realities: monograph. — Karaganda: KSTU, 2014. — 360 p.

10. Schulz T. Education and Productiviti prepared for the National Commissin on Productiviti. — Washington, 1972. — P. 17.

Марат Кенесович Ибатов, ректор Карагандинского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

Вусловиях глобализации образования происходит трансформация университетов. Знания утрачивают ценностный смысл и превращаются в информацию как товар. Привычная ситуация удовлетворения любопытства за государственный счёт уходит в прошлое. Университеты вынуждены реализовывать рыночно ориентированную стратегию, инновационный вектор которой направлен не только на получение и трансляцию знаний, но и на формирование предпринимательской культуры, коммерциализации технологий и результатов интеллектуальной деятельности [7].

Юрий Николаевич Пак, руководитель УМО Карагандинского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

Высшее образование — высокоинерционная система, которой присущ здоровый консерватизм. Однако мир изменяется, и образование не может не изменяться. Если четверть века назад достаточно было получить достойное образование («образование на всю жизнь») и на протяжении всей жизни конвертировать его в опыт, то сегодня необходимо учиться в течение всей жизни.

Ярким примером интеграционного вектора глобализации служит Болонский процесс, к которому присоединились 48 стран. Несмотря на то что Болонский процесс шагает по Европе уже 17 лет, дискуссии по этой проблеме не утихают. Болонский процесс ещё остаётся процессом поиска общности и совместимости, который в последующем может привести к единому пространству высшего образования и к которому присоединяются страны и вузы с различными целевыми установками и ожиданиями [3].

Болонский процесс по мере развития обнаруживает себя как весьма противоречивый. Имеются многочисленные примеры негативно-пессимистического и позитивно-оптимистического отношения к этому грандиозному европейскому проекту. Объективную оценку этому сложному интеграционному процессу дал известный эксперт А. Келлер: «В целом Болонский процесс может быть оценён как противоречивый, поскольку он объективно допускает различные сценарии развития европейского пространства высшего образования. По отношению к Болонскому процессу недопустимы ни полное отрицание, ни безоговорочное признание».

Для Цитирования:
Высшая школа Казахстана в контексте интеграционных процессов. Ректор ВУЗа. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: