По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Высокоскоростные магистрали в Поднебесной

В начале 1990-х средняя скорость железнодорожных пассажирских перевозок в Китае упала до 50 км/ч. Жители огромной страны, начинавшей свой путь в светлое полукапиталистическое будущее, стали активно пересаживаться на персональные автомобили, мотоциклы, мопеды и велосипеды. Спустя всего 20 лет и благодаря сотням миллиардов долларов государственных инвестиций в КНР появилась густая сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей, которой ежедневно пользуются миллионы людей. Onliner.by рассказывает о том, как китайцы пересели с гужевого транспорта в «поезда-пули».

Уже в начале 1990-х созданная на протяжении XX века железнодорожная сеть Китая перестала справляться с обслуживанием бурно растущей экономики страны, фактически превратившись в фактор, тормозящий ее развитие. Средняя скорость перевозок по железным дорогам к 1993 году упала ниже 50 км/ч. Особенной альтернативы при этом для грузовых поездов не появилось, а вот пассажирские перевозки начали активно терять клиентов: китайцы стали с удовольствием пользоваться услугами автострад и авиакомпаний.

К чести руководства страны, масштаб и возможные последствия назревшей проблемы оно осознало и оценило достаточно оперативно. Проектирование сети высокоскоростных железнодорожных магистралей началось в 1990-е годы, одновременно шли активные работы по повышению скорости перевозок по существовавшим линиям. Происходила массовая электрификация железных дорог, строились новые мосты и тоннели, прокладывались дополнительные пути — некоторые особо оживленные участки стали четырехпутными: медленное грузовое движение отделялось от пассажирского.

С 1997-го по 2004 год около 7700 км китайских железных дорог были реконструированы, поезда получили возможность передвигаться по ним со скоростью до 160 км/ч.

Впрочем, это был лишь первый и далеко не самый затратный этап китайского «проекта века». В самом конце 1990-х правительство КНР приступило к строительству железных дорог принципиально иного типа — выделенных двухпутных высокоскоростных магистралей, предназначенных исключительно для пассажирского движения и позволяющих разгонять подвижной состав до 350 км/ч.

Первенцем стала Циньшэньская железная дорога, названная так по первым слогам названий двух крупнейших в северо-восточной части страны городов, которые она соединяла: Циньхуандао и Шэньяна. За четыре года (1999–2003) и 2 млрд долларов параллельно старейшей в Китае и крайне загруженной магистрали Пекин — Харбин были построены 405 км двухпутных и электрифицированных дорог, позволивших организовать высокоскоростное пассажирское движение (первоначально — 200 км/ч, с 2013 года — 300 км/ч) и значительно разгрузить соседнюю дорогу-ветерана.

Для Цитирования:
Высокоскоростные магистрали в Поднебесной. Железнодорожник. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: