Данное междисциплинарное исследование включает анализ культурных и семейных корней метагеометра нонконформизма Эдуарда Штейнберга с 1930-х, методики формирования его стиля жизни, окружения и творческой практики в модели развития внутри постоянства с 1960-х, а также коммерческую стратегию партнерского тандема художника, галериста и искусствоведов в продвижении нонконформистского искусства на арт-рынок России и мира со времени начала Перестройки до наших дней. Отдельное внимание уделено анализу жизнетворческого партнерства художника и его жены, искусствоведа Галины Маневич. С помощью пост-модернистского подхода автор систематизирует культурные рифмы биографии Штейнберга и собственного творчества, формулируя пути исцеления неразрешенных трагических тем жизни и искусства Штейнберга. Через междисциплинарный анализ одной из ключевых работ нонконформиста «Живые и мертвые» исследование перекидывает мостик к возможностям трансформационного научного искусства устойчивого развития цифровой эпохи, растущего из лучших традиций российского андеграунда, представляемых Штейнбергом.
Эдуард «Эдик» Штейнберг родился 3 марта 1937 года в семье поэта и переводчика Аркадия Штейнберга (1907–1984), слушателя ВХУТЕМАСа и члена Союза писателей, успевшего отсидеть несколько лет «за формализм» в 1930-х. Придя на Великую отечественную войну добровольцем, он служил в политотделе 18-й армии, был награждён медалью «За боевые заслуги» (1941) и орденом Отечественной войны I степени (1944), его рекомендовал в КПСС будущий генсек Брежнев. Однако в 1944 на должности заместителя коменданта Бухареста по связям с гражданским населением Аркадия арестовали по доносу на 8 лет, по окончании которых он осел в Тарусе. У него там был дом, экспроприированный в 1937, а законы СССР требовали от бывших осужденных жить за 100+ км от столиц. Дом ему не вернули, и он ютился по углам, пока Паустовский не дал денег на покупку нового. Умеющий находить радость жизни в тюрьме и под артиллерийским обстрелом, поэт отменно рыбачил и лечил, — и следовал формуле зэков «не верь, не бойся, не проси». Был учеником Максимилиана Волошина, вместе с которым считал, что «Наше главное творение — мы сами», и умел создавать витальное чувство слияния искусства и жизни для себя и своего окружения: «Отваливаем от причала, \ Чтоб наконец-то налегке \ Попробовать опять сначала \ К верховьям двинуть по реке».