По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.01

Высокий дух: превышение драмы нонконформиста Эдуарда Штейнберга средствами трансформационного научного искусства

Гарбер Н.М. кандидат педагогических наук, культуролог, лауреат премии Европейской академии наук в области гуманитарных наук, член секции синтеза искусств Творческого союза художников России, Москва, Россия, e-mail: ngarber@mail.ru

Статья посвящена междисциплинарному исследованию механизмов успеха стратегии творческого стоицизма нонконформиста Эдуарда Штейнберга в сочетании с моделью устойчивого международного инвестиционного продвижения арт-инноваций его галериста Клода Бернара. Анализ сотрудничества художника и галериста, приведший к выводу работ Штейнберга в коллекции ведущих российских и зарубежных музеев, позволяет описать срединный путь включения творчества современного художника в общемировой арт-рынок в балансе коммерческих и художественных задач развития современной культуры и музейного дела. Развивая подходы высокого искусства в цифровую эпоху, автор предлагает инновационный подход к современному развитию стратегий художественного андеграунда методами трансформационного научного искусства и пост-модернистской арт-терапии, позволяющих развивать современные музейные проекты от традиций прежних веков к инновациям XXI века.

Литература:

1. Барабанов Е.В. Метагеометрия художника Штейнберга. — Москва: Московский музей современного искусства, 2017. — 152 с.

2. Гарбер Н.М. Культурный бренд «Россия»»// Литературная учеба. — 2015. — № 1. — С. 55–60 https://arthive.com/ru/artists/87885~Natal’ja_Garber/stories/26651.

3. Гарбер Н.М. Культурный бренд «Россия» для инноваторов цифровой эпохи. — Москва: Перо, 2023. — 40 с.

4. Изумленное пространство. Размышления о творчестве Эдуарда Штейнберга / Сборник статей и эссе; под ред. Г.И. Маневич. — Москва: Новое литературное обозрение, 2019. — 400 с.

5. Маневич Г.И. Опыт благодарения. — Москва: Аграф, 2009. — 400 с.

6. Маневич Г.И. Цвет прошедшего времени. — Москва: Аграф, 2010. — 336 с.

7. Эдуард Штейнберг. Земля и небо. Размышления в красках / Каталог выставки Эдуарда Штейнберга в Русском музее (Санкт-Петербург) и Третьяковской галерее (Москва). — Москва: Palace Edition, 2004. — 144 с.

Данное междисциплинарное исследование включает анализ культурных и семейных корней метагеометра нонконформизма Эдуарда Штейнберга с 1930-х, методики формирования его стиля жизни, окружения и творческой практики в модели развития внутри постоянства с 1960-х, а также коммерческую стратегию партнерского тандема художника, галериста и искусствоведов в продвижении нонконформистского искусства на арт-рынок России и мира со времени начала Перестройки до наших дней. Отдельное внимание уделено анализу жизнетворческого партнерства художника и его жены, искусствоведа Галины Маневич. С помощью пост-модернистского подхода автор систематизирует культурные рифмы биографии Штейнберга и собственного творчества, формулируя пути исцеления неразрешенных трагических тем жизни и искусства Штейнберга. Через междисциплинарный анализ одной из ключевых работ нонконформиста «Живые и мертвые» исследование перекидывает мостик к возможностям трансформационного научного искусства устойчивого развития цифровой эпохи, растущего из лучших традиций российского андеграунда, представляемых Штейнбергом.

Эдуард «Эдик» Штейнберг родился 3 марта 1937 года в семье поэта и переводчика Аркадия Штейнберга (1907–1984), слушателя ВХУТЕМАСа и члена Союза писателей, успевшего отсидеть несколько лет «за формализм» в 1930-х. Придя на Великую отечественную войну добровольцем, он служил в политотделе 18-й армии, был награждён медалью «За боевые заслуги» (1941) и орденом Отечественной войны I степени (1944), его рекомендовал в КПСС будущий генсек Брежнев. Однако в 1944 на должности заместителя коменданта Бухареста по связям с гражданским населением Аркадия арестовали по доносу на 8 лет, по окончании которых он осел в Тарусе. У него там был дом, экспроприированный в 1937, а законы СССР требовали от бывших осужденных жить за 100+ км от столиц. Дом ему не вернули, и он ютился по углам, пока Паустовский не дал денег на покупку нового. Умеющий находить радость жизни в тюрьме и под артиллерийским обстрелом, поэт отменно рыбачил и лечил, — и следовал формуле зэков «не верь, не бойся, не проси». Был учеником Максимилиана Волошина, вместе с которым считал, что «Наше главное творение — мы сами», и умел создавать витальное чувство слияния искусства и жизни для себя и своего окружения: «Отваливаем от причала, \ Чтоб наконец-то налегке \ Попробовать опять сначала \ К верховьям двинуть по реке».

Для Цитирования:
Гарбер Н.М., Высокий дух: превышение драмы нонконформиста Эдуарда Штейнберга средствами трансформационного научного искусства. Музей. 2024;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: