Глобальная пандемия новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2, являясь уникальным по своему масштабу историческим событием, с которым мировое сообщество столкнулось впервые в условиях современности, повлекла за собой обширные последствия и критические изменения в образе жизни большинства людей. Согласно актуальным данным Университета Джонса Хопкинса за 24.11.2020 в мире зарегистрировано 58 967 830 случаев заражения коронавирусом нового типа [1].
Не вызывает сомнений воздействие пандемии на психическое здоровье людей [2, 3]. Согласно систематическому обзору и метаанализу, проведенному Luo M. и соавт., где анализировалось влияние COVID-19 на психику медицинских работников, общей популяции, а также пациентов, имеющих более высокий риск заражения COVID-19, и пациентов, болеющих COVID-19, из 17 стран мира, повышенная тревога, депрессия, дистресс, симптомы ПТСР были выявлены во всех четырех группах, причем достоверно выше они были у пациентов с предрасполагающими к COVID-19 заболеваниями или же у заболевших COVID-19 [2]. Данный обзор выявил следующие факторы риска негативного влияния пандемии на психическое здоровье: женский пол, работа в качестве среднего медперсонала, социальная изоляция, одиночество, низкий уровень дохода, наличие заболеваний [2].
На сегодняшний день подтверждено, что коронавирусная инфекция нового типа SARSCoV-2, вызывая генерализованный тромбоваскулит мелких сосудов, поражает все системы организма [4], в том числе центральную нервную систему, приводя к психическим расстройствам [5]. Однако помимо непосредственного патогенного влияния вируса COVID-19 на психическое здоровье человека, пандемия новой коронавирусной инфекции повлекла за собой целый ряд экономических и социальных последствий, которые также привели к нарастанию уровня психической напряженности в обществе. Множество людей столкнулись с безработицей и снижением уровня доходов [6].
Еще одним выраженным фактором дистресса стала социальная изоляция вследствие принятия мер по предотвращению распространения заболевания. В исследовании, проведенном Rossi R. и соавт. с помощью интернет-опросника на взрослом населении в Италии в период карантина по COVID-19, из опрошенных у 37 % выявили симптомы ПТСР, 17,3 % — симптомы тяжелой депрессии, 20,8 % — выраженной тревоги, 7,3 % — тяжелой бессонницы, 21,8 % — высокого уровня стресса и у 22,9 % — расстройств адаптации. При этом была отмечена связь карантина с симптомами ПТСР, тревоги и расстройств адаптации [7].