Ранние дезадаптивные схемы — структурная единица в схема-терапии, разработанной Дж. Янгом [1]. Ранние дезадаптивные схемы (EMS) — «паттерны, состоящие из когнитивных процессов, эмоций, телесных ощущений и воспоминаний относительно себя и взаимоотношений с другими людьми» [2], которые были сформированы в детстве или ранней юности под воздействием определенных значимых событий для личности, несмотря на раннее формирование они продолжают свое существование на протяжении всей жизни и являются дисфункциональными в значительной степени [1.]. EMS, по мысли Дж. Янга, имеют несколько отличительных особенностей, по которым можно определить их наличие: воспринимаются как фактические знания о себе и окружающей действительности; поддерживают сами себя, некоррегируемы; дисфункциональны; часто активизируются внешними факторами (например, потеря работы или близкого человека, другие эмоционально острые и стрессовые ситуации); в активном состоянии связаны с высоким уровнем аффекта (при снижении критичности к ним); обычно возникают в результате взаимодействия присущего ребенку темперамента с дисфункциональными переживаниями в процессе развития от общения с членами семьи или осуществляющими уход за ребенком лицами [3].
Янг классифицировал дезадаптивные схемы в зависимости от вида фрустрированной потребности, выделил соответственно 5 доменов и 18 схем которые распределены между этими доменами:
1. Нарушение привязанности и неспособность устанавливать отношения и отвержение.
Схемы: покинутость / нестабильность, недоверие / жестокое обращение, эмоциональная депривация, дефектность / стыд, социальная изоляция / отчужденность.
2. Нарушения автономии.
Схемы: зависимость / некомпетентность, уязвимость к опасности, слияние / неразвитая идентичность, неудачливость.
3. Нарушение границ.
Схемы: превосходство / грандиозность, недостаточный самоконтроль / самодисциплина.
4. Подавление спонтанности.
Схемы: подчинение, самопожертвование / чрезмерная ответственность, поиск одобрения / признания.