По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Выездная выставка как инструмент музейной коммуникации

Вячеслав Сазонов г. Санкт-Петербург

Организация выездной выставки — это сложный многокомпонентный процесс, требующий длительной подготовки. При подготовке такой выставки необходимо учитывать не только географические и экономические особенности того или иного региона, но и законодательные акты, регламентирующие перевозку произведений искусства и объектов материальной культуры из одного региона в другой. Государственный Русский музей обладает колоссальным опытом проведения выездных выставок, его активная деятельность обеспечивает межмузейную коммуникацию между центром и регионами, позволяет сделать национальные культурные ценности более доступными для всех граждан страны.

Литература:

1. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. — М., 1997 [Б. и.].

2. Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник для высшей школы. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2004.

3. Каулен М.Е., Сундиева А.А., Чувилова И.В. и др. (сост.). Словарь актуальных музейных терминов. Музей (5). — М., 2009. — С. 47–68.

4. Шулепова Э.А. (ред.). Основы музееведения. Учеб. пособие. — М.: Едиториал УРСС, 2005.

Музейная выставка как самостоятельный вид проектной деятельности является одним из интереснейших объектов изучения в музеологии. Являясь разновидностью более широкого понятия «экспозиция», она является ядром многообразной деятельности музея, его «творческой лабораторией». Несмотря на большое количество исследовательских работ, посвященных организации музейной выставки, понятие «выездная выставка» в отечественной теории музеологии все еще остается недостаточно изученным. В современных условиях глобализации, когда культура и искусство становятся мобильнее и доступнее, эта тема требует постоянного анализа и развития.

Художественная мода тесно связана с общественными тенденциями, а потому специфика организации выездных выставок постоянно меняется. Меняются потребности, интересы и возможности региональных музеев — они развиваются, модернизируют свои выставочные залы, что открывает новые возможности для выездных мероприятий.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ ВЫСТАВКИ

В соответствии с определением в «Словаре актуальных музейных терминов» выставка — это временно действующая музейная экспозиция, созданная для актуализации наследия, удовлетворения запросов различных целевых аудиторий музейного учреждения. Выставка также является инструментом для расширения коммуникативных возможностей музея. Несмотря на то что выставки могут радикально отличаться друг от друга, существует несколько функций, объединяющих разные проекты:

- повышение эффективности использования собраний, находящихся в фондах;

- актуализация проблемных тем, в том числе социальных проблем;

- повышение доступности для публики частных и музейных собраний;

- представление результатов новых исследований в профильных науках.

Также в словаре представлена общая классификация выставок. Так, по месту проведения выставки могут быть передвижными, внутримузейными, межмузейными, внемузейными. По содержанию выставки можно классифицировать как тематические, фондовые, проблемные, отчетные, юбилейные, персональные и пр.

Существуют и другие определения понятия «выставки». Так, в фундаментальном труде по теории музейного дела Т.Ю. Юреневой выставки определяются временными музейными экспозициями, которые подразделяются на передвижные и стационарные. Делятся они на три категории: отчетные, тематические и фондовые. Определение выездной выставки как независимой разновидности выставочной деятельности в этой классификации также не предусмотрено.

Термин «выездная выставка» встречается в другой работе, посвященной российской музеологии, — в «Основах музееведения» под редакцией Э.А. Шулеповой (2005). Согласно этому труду, помимо традиционных типов классификации, основанных на содержательно-тематических признаках, выставки также могут различаться по характеру экспозиционных материалов, продолжительности работы и месту размещения. Выездная выставка как термин фигурирует как раз в последнем определении.

Традиционная классификация музейных выставок нуждается в корректировке, поскольку она не учитывает специфику организации передвижных и выездных выставок, в частности, проблему сохранности экспозиционных материалов и уровень их подлинности. На основании этого тезиса была предложена еще одна классификация, новаторская, в рамках которой выставки могут быть классифицированы по их способности к физическому перемещению, что позволяет музеям расширять границы своей деятельности и устанавливать коммуникацию с новой аудиторией.

Определяющим критерием предложенной новаторской классификации является тот или иной уровень сохранности музейной специфики. Чем ниже этот уровень, тем более подвижной может быть выставка и, соответственно, более широкой аудитория.

Так, стационарные выставки требуют максимального уровня сохранения музейной специфики. Такие выставки предполагают максимальное использование различных музейных экспонатов из фондов музея, требуют использования сложного технического оборудования и отличаются многосоставным художественным решением.

Внутримузейные стационарные выставки базируются на основе стационарных выставок, однако при их организации допускается возможность их адаптации, учитывается их кинетический потенциал. При создании таких выставок перед организаторами появляется проблема двойной ответственности: с одной стороны, организаторы стремятся сделать такие проекты как можно более широкими и полными, с другой — им приходится сознательно идти на сокращение числа подлинных работ в экспозиции, что в конечном итоге негативно сказывается на ее качестве и ценности.

Выездные выставки рассчитаны на работу в нескольких немузейных помещениях, при их подготовке организаторы учитывают необходимость передвижения экспонатов между несколькими помещениями. Такие выставки обладают более высокой кинетической энергией, что сказывается на принципе отбора уникальных предметов, а также на сложности технического оборудования.

Передвижные выставки (к этой же категории относятся и передвижные музеи) обладают наибольшими кинетическими способностями. Наконец, абсолютными возможностями к перемещению обладают передвижные выставки облегченного типа.

Важно отметить, что для того, чтобы выставка вошла в категорию выездной, необходимо, чтобы экспонаты из музея были представлены в музейных залах как минимум одного музея. Совсем не принципиально, чтобы таких музеев было несколько. Еще одно спорное мнение, возникающее при толковании понятия «выездная выставка», касается ее ценности с художественной точки зрения. Так, по мнению некоторых исследователей, из-за своей специфики выездные выставки теряют в качестве, они, как и передвижные выставки, являются вторичными по отношению к основным экспозициям. Однако при правильном подходе к организации все эти потери удается успешно минимизировать.

Выездная выставка действительно имеет несколько важных особенностей в процессе организации, сопряженных с трудностями. Прежде всего они связаны с тем, что выездная выставка представляет собой результат сложной работы сразу двух организующих сторон и требует решения задач в нескольких направлениях музейной деятельности. Стороны-организаторы должны принимать совместные решения обо всех деталях выставки, что требует нахождения в состоянии постоянного проведения переговоров и согласования. К тому же в работе с каждой стороны принимают участие сразу несколько отделов музея: методический, экспозиционно-выставочный, отдел по рекламе и связям с общественностью.

Еще одна особенность организации выездных выставок заключается в необходимости обязательно страховать экспонаты. Выставочное пространство принимающей стороны должно соответствовать строгим требованиям по целому ряду категорий: по техническому оснащению, температурно-влажностному режиму, пожарной безопасности и пр. Для перемещения экспонатов необходимо привлечь стороннюю специализированную транспортную компанию, в музеях-партнерах нужно обеспечить условия пребывания сотрудников, сопровождающих выездную выставку.

Все эти специфические сложности действительно делают процесс организации выездной выставки более трудоемким, однако на качестве экспозиции они в конечном результате не сказываются, не приводят к существенным потерям. Дополнительная работа по обеспечению выездной выставки создает благоприятную среду для предоставления подлинников. Подтверждением этого тезиса является опыт Государственного Русского музея, который на протяжении многих лет активно занимается организацией выездных выставок.

ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ

Государственный Русский музей ведет активную деятельность в рамках межмузейного сотрудничества, реализуя огромное количество проектов. Музей является своего рода методическим центром, координирующим работу других музеев художественного профиля по всей стране, причем этой функцией он наделен на государственном уровне. Специально для работы в этом направлении в составе музея было учреждено специальное подразделение — Консультационно-методический центр художественных музеев России. В 1974 году в музее было основано научно-методическое подразделение, на базе которого впоследствии и был учрежден центр. Подразделение еще с советских времен занималось оказанием методической помощи музеям-заповедникам, художественным и мемориальным музеям, картинным галереям. Благодаря этому подразделению сегодня Русский музей по-прежнему имеет статус научно-методического центра Министерства культуры РФ.

Центр занимается поддержкой и курированием работы более 250 художественных музеев России. Структурно он является частью службы по работе с посетителями и связям с общественностью, работа в нем ведется сразу по нескольким направлением. Прежде всего специалисты центра занимаются предоставлением консультационной помощи музеям по разным аспектам музейного дела, проводят мероприятия по повышению профессионального уровня музейных специалистов, обеспечивают обмен опытом Русского музея с другими музейными учреждениями. Также в функции центра входят анализ и публикация информации о деятельности региональных музеев, их истории и коллекциях, помощь в организации взаимодействия между другими музеями.

Среди всех этих функций центра ключевой является координация взаимодействия между Русским музеем и художественными музеями страны в целях реализации различных межмузейных программ и проектов. Ключевым методом сотрудничества Русского музея с региональными музейными учреждениями остается организация совместных выставок. Причем речь идет не только о выездных выставках в регионе и транспортировке картин — часто подобные масштабные выставки проводятся на площадках Русского музея. Они имеют временный характер, в них принимают участие уни кальные произведения, хранящиеся в музейных фондах по всей России.

Так, в 2018 году состоялась уникальная выставка «Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения», посвященная творчеству знаменитого русского художника. Экспонаты для проекта были переданы из музеев Саратова, Москвы, Хвалынска, что позволило впервые в истории представить публике широкую ретроспективу творчества художника, продемонстрировать процесс формирования его уникального стиля на разных жизненных этапах.

Организация выездных выставок представляет собой еще более распространенный формат организации межмузейного сотрудничества. Только в 2019 году Русский музей провел восемь выставок различной тематики в региональных музеях, с которыми у музея достигнуты партнерские отношения. Повторить успех в 2020 году из-за пандемии не удалось, однако музей продолжает активно развиваться в этом направлении.

В Национальной художественной галерее Йошкар-Олы была проведена выставка «Из века в век. Сокровища Русского музея», имеющая традиционное содержание. Аналогичным стал проект «Портрет семьи» в Музейном объединении «Художественная культура Русского Севера», проведенная в Архангельске. В Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова была проведена выставка работ одного автора «Суриков. Взятие снежного городка», а в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан была организована выездная выставка «Андрей Тарковский. Художник пространства».

В Казани была проведена еще одна выставка, необычная по своему содержанию и тематике. Она получила название «Россия. Реализм. XXI век», была посвящена современному искусству и пользовалась огромной популярностью среди жителей республики.

Важно отметить, что Русский музей занимается организацией выездных выставок не только совместно со своими партнерами в рамках реализации совместных проектов и государственных программ, но и с другими музейными институциями в индивидуальном порядке.

Первым таким межмузейным проектом стала государственная программа «Россия», запущенная в 2003 году в рамках соглашения между Русским музеем и Министерством культуры РФ. Цель программы заключалась в создании единого культурно-информационного пространства на территории России за счет использования научного, организационно-творческого и методического потенциала музея, обладающего крупнейшей и богатейшей коллекцией национального изобразительного искусства. Благодаря реализации этой программы удалось преодолеть разобщенность между столичными музеями и музеями в малых и больших городах. Результатом программы стала полномасштабная трансформация сложившейся системы представлений о художественном процессе и художественной жизни.

Программа «Россия» радикально изменила ситуацию с выездными выставками в России и значительно расширила географию присутствия проектов Русского музея. Если еще в 2000– 2002 годах проходило по две-три выездные выставки Русского в год, причем проходили они на площадках московских музеев, то к 2008 году число таких выставок выросло в несколько раз, а их география существенно увеличилась. Выездные выставки состоялись в музеях Урала, Центральной России, Поволжья, Северо-Запада. Наконец, одним из главных результатов программы стало установление прочных партнерских отношений с музеями региона для долгосрочного сотрудничества.

Самым успешным и важным на сегодняшний день является другой проект, направленный на взаимодействие между Русским музеем и региональными музейными учреждениями. Проект «Культурно-выставочные центры Русского музея» в 2019 году стал финалистом конкурсной программы фестиваля «Интермузей» в номинации «Лучший проект, направленный на межрегиональное сотрудничество». Проект выполняет очень важную функцию — он консолидирует разные направления работы Русского музея по взаимодействию с региональными музеями в сфере просветительской, выставочной, образовательной деятельности.

Основная задача проекта заключается в формировании на территории всей страны сети полноценных многофункциональных культурно-выставочных центров, каждый из которых будет включать в себя современное, технически оснащенное экспозиционно-выставочное пространство, информационно-образовательный центр. Также на базе такого центра будет действовать ресурсный центр творческого развития, созданный для детей с различными физическими и социальными возможностями. Предполагается, что в центрах, кроме выездных мероприятий, будут проводиться мастер-классы, онлайн-лекции, семинары, будут функционировать творческие мастерские, работать специализированные музейные клубы.

Проект отличается внушительными масштабами, на сегодняшний день он активно развивается на территории всей страны. Музеями разных регионов были поданы заявки на открытие 15 таких культурно-выставочных центров на базе существующих выставочных площадок и действующих музеев в разных городах России. Сегодня уже успешно запущены четыре таких культурно-выставочных центра. Первый центр был открыт в Республике Татарстан в 2016 году на базе Государственного музея изобразительных искусств. В 2017 году состоялось открытие центров в Ярославле на базе Ярославского художественного музея и в Мурман ске при Мурманском областном художественном музее. В 2018 году был открыт центр при Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи.

Несмотря на колоссальное значение этого проекта для развития выездных выставок и популяризации искусства по всей стране, Русский музей взаимодействует с другими музеями России и вне рамок этой программы. Выездные выставки проводятся также по запросу конкретного музея, при этом работа строится уже совсем другим способом.

Выставка реализуется в несколько этапов, начинается работа с получения Русским музеем письма-заявки с просьбой об организации определенной тематической выставки на его выставочном пространстве. Как правило, чаще всего речь идет о выставке, которая уже проводилась в Русском музее, но бывают ситуации, когда региональные музеи просят об организации новой выставки или запрашивают определенные произведения искусства для собственной выставки. Процесс значительно упрощается, если на базе музея уже создан Культурно-выставочный центр Русского музея. В этом случае региональный музей хорошо знаком организаторам выездных выставок, известны его специфика, условия хранения, особенности выставочных пространств.

Если такого центра при музее нет, инициируется большая подготовительная работа. Обе стороны составляют и согласовывают между собой список всех необходимых для выставки произведений искусства, после чего оформляется специальный пакет документов, который направляется в Министерство культуры РФ для получения соответствующего разрешения на выдачу и транспортировку экспонатов.

Подготовка пакета документов осуществляется в соответствии с рекомендациями Министерства культуры РФ «О порядке выдачи разрешительных документов на зарубежные выставки», также используются положения методических рекомендаций по организации выставочной деятельности в городах РФ. Обязательными документами этого пакета являются: выписка из протокола экспертной фондово-закупочной комиссии, договор между направляющей и принимающей сторонами, выписка из протокола реставрационной комиссии, страховой полис экспонатов, список экспонатов, паспорт безопасности условий хранения принимающей стороны, непосредственно письмо в Министерство культуры РФ.

После получения разрешения привлекается специализированная транспортная компания, обеспечивающая безопасность транспортировки произведений искусства. Затем начинается монтаж выставки, далее — подготовка и непосредственно проведение мероприятия. После окончания выставки начинается не менее ответственный процесс демонтажа предоставленных предметов и их транспортировка обратно в Русский музей.

В задачи Русского музея при организации выездной выставки входит также анализ ее результатов. Для этого в качестве оценки успешности выставки музей запрашивает официальный бланк посещаемости, специалисты консультационно-методического центра организуют полномасштабный сбор всей информации о прошедшей выставке и формируют отчет.

Анализ деятельности Русского музея в рамках межмузейного сотрудничества и, в частности, в аспекте организации выездных региональных выставок, показывает, что выездной характер этих мероприятий не является критерием определения качества выставок. При организации таких выставок Русский музей тщательно проверяет все условия хранения и экспонирования, а потому предоставляет музеям-партнерам подлинные произведения искусства, часто отличающиеся высокой ценностью. К условиям хранения и техническому оснащению музея предъявляются повышенные требования, которые строго фиксируются в соответствующих документах (в паспорте безопасности, страховом полисе), а потому региональным музеям приходится создавать все необходимые условия.

Нередко в процессе подготовки выставки возникают проблемы. Например, часто выставочное пространство принимающей стороны оказывается недостаточно большим для того, чтобы грамотно и полноценно разместить в нем все запланированные к показу произведения. В таком случае меняется состав экспозиции, но оригиналы при этом не заменяются на копии.

Все расходы по транспортировке и страхованию экспонатов возмещает принимающая сторона, что также накладывает свою специфику на процесс организации выставки. Так, нередко у принимающего регионального музея оказывается недостаточно средств для организации такой выставки как раз из-за дополнительных расходов, связанных с процессом ее создания. Нередко принимающая сторона оказывается неспособной обеспечить надлежащие условия хранения экспонатов на своих выставочных площадях. Все эти проблемы ставят под вопрос сам факт проведения выставки, однако в случае достижения договоренности между музеями качество выставки страдать не будет.

В связи с этим необходимо заключить, что мнение о выездной выставке как о заведомо некачественном проекте с низкой культурной ценностью, как о вторичном музейном продукте, потерявшем музейную специфику, которое выражают некоторые исследователи, является несправедливым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие выездной выставки, несмотря на популярность и востребованность этого формата, на сегодняшний день является недостаточно исследованным в теории отечественной музеологии. Не существует четкого определения, отсутствует регламентация процесса организации с законодательной точки зрения. При этом исследователи активно используют данный термин, что приводит к возникновению неясности и двусмысленности в отечественных музееведческих исследованиях. Выездная выставка рассматривается в качестве подвида музейной выставки, она входит сразу в несколько современных классификаций, при этом из-за отсутствия четкой терминологии возникает путаница между разными способами толкования.

Выездная выставка — это действительно специфический музейный проект, требующий учета ряда дополнительных особенностей. Среди некоторых ученых бытует мнение, что из-за своей специфики такие выставки являются вторичными музейными продуктами, отличающимися низким качеством и культурной ценностью. Однако практика и богатый опыт Русского музея показывают, что такое мнение является некорректным.

Язык статьи:
Действия с выбранными: