ВЦИОМ выяснил, что в наши дни фокус сместился в пользу равенства приоритетов для женщин и семьи, и работы — 53 % (1990 г. — 35 %). Сегодня около четверти россиян считают, что для современной женщины семья важнее всего (26 %), в 1990 г. так думали в 2 раза чаще, больше половины наших сограждан (56 %). Гораздо чаще мы стали говорить и о том, что работа становится для женщин важнее семьи (2024 г. — 14 %, 1990 г. — 4 %).
Чем моложе россияне, тем чаще они говорят, что для современных женщин важнее работа, а не семья, — в группе 18–24-летних так думают 27 %, это в 3 раза больше в сравнении со старшей когортой — 9 %.
Жители Северо-Кавказского округа в 37 % случаев полагают, что современным женщинам важнее семья (vs 26 % среди всех россиян).
Такие изменения во взглядах могут быть объяснены несколькими факторами. Во-первых, современное общество стало более «индивидуалистичным», и женщины, как и мужчины, стремятся реализовать свой профессиональный потенциал. Во-вторых, изменилась ситуация на рынке труда. В современном мире все больше женщин получают высшее образование, открывают свой бизнес, занимают руководящие посты и ведут публичную деятельность. Стираются грани между исключительно мужскими и женскими профессиями. Третий фактор, который следует учитывать, связан с эволюцией ценностей. На изменение отношения россиян к приоритетам женщин могут влиять и глобальные тренды: идеалы гендерного равенства и признания важности самоопределения женщин. И, кажется, изменилось соотношение между предложением и спросом на труд в пользу спроса.
Мужчины и женщины по-разному представляют себе, что важнее для современных женщин. И этот разрыв сохраняется во всех возрастных группах. В целом сами женщины чаще говорят, что им важны и семья, и работа (61 % vs 43 % среди мужчин). Это мнение укрепляется с возрастом и достигает максимума сторонников среди 45–59-летних женщин (65 % vs 51 % в группе девушек до 25 лет). Тогда как мужчины всех возрастов чаще женщин связывают их жизненные приоритеты с семьей.