Оперативное вмешательство у больных паховыми грыжами является единственным радикальным методом лечения [1–3]. При этом в арсенале хирургов имеются разнообразные виды оперативных вмешательств, наибольшее распространение из которых получили пластика пахового канала по Лихтенштейну (LHR) и лапароскопическая трансабдоминальная предбрюшинная герниопластика (TAPP) [2, 4–7]. В научных публикациях указывается, что, несмотря на сопоставимые показатели частоты послеоперационных осложнений и рецидива грыжевого образования, выполнение TAPP по сравнению с LHR сопровождается более ранними сроками восстановления общей трудоспособности и социальной активности оперированных пациентов [8–10]. Это положение в лечении больных паховыми грыжами зачастую определяет приоритет выполнения лапароскопической герниопластики, проведение которой имеет существенные ограничения у больных с отягощенным анамнезом [11–13].
В настоящее время широкое распространение при выполнении LHR стали получать бесшовные методы имплантации сетчатых имплантатов. Этот процесс привел к активному применению самофиксирующихся сеток с системой захвата тканей, имплантация которых сопровождается минимизацией повреждающего воздействия фиксирующих элементов на ткани передней брюшной стенки в «области выполненной пластики» с улучшением результатов лечения оперированных больных [14–18].
В связи с этим целью настоящего исследования явилось изучение качества жизни больных паховыми грыжами после выполнения пластики по методу Лихтенштейна с использованием имплантатов с системой самозахвата тканей и проведение его сравнительной оценки с результатами применения классической техники лапароскопического оперативного вмешательства.
В проспективное контролируемое клиническое исследование включены результаты наблюдений 99 больных паховыми грыжами, которым были выполнены плановые оперативные вмешательства. Критериями включения пациентов в исследование являлись односторонняя паховая грыжа, I–III класс физического статуса по ASA Physical status classification system [19], а также их информированное согласие. Критерии исключения включали в себя первичную мошоночную, рецидивную и двухстороннюю паховые грыжи, ожирение III степени, наличие в анамнезе оперативных вмешательств на нижних этажах брюшной полости и отказ больного от участия в исследовании.