По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5.011

Выбор управленческих решений в менеджменте в различных условиях деятельности

Пивцайкин М.Н. Крымский федеральный университет (ранее — Таврический национальный университет) им. В. И. Вернадского Республика Крым, г. Симферополь, пр-т Академика Вернадского, д. 4
Пумэ О.О. Крымский федеральный университет (ранее — Таврический национальный университет) им. В. И. Вернадского Республика Крым, г. Симферополь, пр-т Академика Вернадского, д. 4

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО В №№ 4 И 5/2018. При административно-командной системе основные решения принимались на уровне министерств и ведомств. На более низком уровне эти решения только претворялись в жизнь. Также на более низком уровне принимались тактические решения, которые также контролировались вышестоящими органами. В условиях перехода к рыночной экономике существенно увеличивается ответственность при принятии решений руководителей всех уровней. В условиях, где нет вышестоящих органов, разрабатывающих и контролирующих принятие стратегических решений, каждое управленческое решение может повлиять на положение данного конкретного предприятия. Поэтому рассмотрение данной проблемы достаточно актуально.

Литература:

1. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. — М.: Дело, 2000.

2. Дегтярев А.А. Принятие политических решений. — М.: КДУ, 2004.

3. Грин Д.П., Шапиро И. Объяснение политики с позиций теории рационального выбора: почему так мало удалось узнать? // Полис. - 1994. — № 3.

4. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? // МЭМО. - 1997. — № 1.

5. Дьякова Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. - 2003. — № 3.

6. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. — М., 1984.

7. Егорова Е.В. США в международных кризисах: психологические аспекты принятия политических решений. — М.,1988.

Было бы правильнее считать, что решений, принимаемых в условиях абсолютной определенности, в реальной жизни быть не может. Однако существуют ситуации, когда решение принимается в условиях почти полной определенности. Например, решение о вложении нераспределенной прибыли в ценные бумаги государства. В данном случае менеджер точно знает размер вкладываемой суммы, может выбрать сроки вложения, рассчитать доходность и может точно подсчитать планируемую прибыль от данного вложения и сроки ее получения. Государство может не выполнить свои обязательства только при возникновении чрезвычайных обстоятельств, вероятность возникновения которых очень мала. Однако в условиях, сложившихся на данный момент в нашей стране, данный пример отражает меньший уровень определенности, чем в более развитых зарубежных странах.

В странах с развитой стабильной экономикой менеджер может также точно рассчитать затраты на производство определенного вида изделий на ближайшую перспективу. Это становится возможным в условиях, когда издержки постоянны, стоимость материалов и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой степенью точности.

Решения, принимаемые в условиях риска, занимают весомую часть всего множества решений, принимаемых менеджерами. Руководство должно учитывать уровень риска при принятии решений в качестве важнейшего фактора. Для принятия решений в условиях риска предприятие должно обладать достаточным объемом релевантной информации. Данная информация может быть получена различными способами. Существуют внешние источники — различные статистические данные министерств и ведомств, результаты социологических исследований, результаты переписи и т. д.

При отсутствии внешних источников информации предприятие может провести собственные исследования. Анализ рынка очень широко используется для прогнозирования восприятия новых продуктов, телевизионных шоу, политиков. Он стал очень важной сферой деятельности и стал неотъемлемой частью деятельности почти всех крупных организаций, имеющих дело с широкой публикой. Например, автомобильные гиганты «Форд», «Крайслер» прежде, чем начать проектирование нового вида автомобиля, тщательно изучают спрос и потребности потребителей, рассчитывают вероятности различных объемов продаж в зависимости от конъюнктуры рынка и только затем приступают к проектированию новой модели.

Для Цитирования:
Пивцайкин М.Н., Пумэ О.О., Выбор управленческих решений в менеджменте в различных условиях деятельности. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: