Статья написана при поддержке гранта РФФИ 19-48-480001 «Разработка, исследование и оптимизация энергосберегающих электротехнических и электроприводных автоматизированных комплексов для плазменных, электрометаллошлаковых и индукционных технологий и агрегатов».
Мотивацией проведения данного технико-экономического исследования является необходимость рационального выбора наилучших технико-экономических решений высоковольтных (ВВ) преобразователей частоты (ПЧ) для мощных регулируемых электроприводов переменного тока [1–4], включая электроприводные газоперекачивающие агрегаты (ЭГПА) путем анализа построения топологий [5–9]. Решение данной задачи позволяет при проектировании определить, какие технические решения сегодня наиболее эффективны для конкретных областей применения с учетом механизмов, их мощности и режимов работы, какие типы ВВ ПЧ целесообразно в настоящее время положить в основу их серийного отечественного производства, какие направления развития топологий ВВ ПЧ для ЭГПА могут быть перспективны в будущем [10–15].
Важно подчеркнуть, что сопоставлению подлежали не собственно технико-экономические показатели конкретных видов продукции отдельных фирм, а топологии и принципиальные схемотехнические особенности отдельных технических решений, свойственных рассматриваемым вариантам схем построения ВВ ПЧ.
Учитывая, что ВВ ПЧ являются дорогостоящей продукцией, важнейшим технико-экономическим показателем, по которому должно производиться сравнение вариантов, является стоимость изделия. Это связано с тем, что объективная оценка их стоимости согласно информации ведущих фирм-производителей вызывает некоторые трудности [1, 14].
Продажная цена ВВ ПЧ, приводимая в прайс-листах фирм-производителей, не может использоваться в качестве объективного показателя, отражающего затраты на производство данной продукции. Это связано с тем, что продажная цена зависит от многих конъюнктурных факторов (условия оплаты, кредитование, количество одновременно закупаемых образцов и др.). Кроме того, в продажную цену могут включаться НДС, таможенные и транспортные расходы, сервисные услуги и пр. Исходя из этого, цены на конкретные поставки одного и того же оборудования могут различаться до 2 раз. Более объективным показателем могла бы служить себестоимость оборудования, однако эта величина недоступна для получения и может быть определена приближенным расчетным путем.