По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 218.125 DOI:10.33920/nik-01-2012-01

Выбор религии в контексте специфики религиозного опыта

Лебедев Владимир Юрьевич ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Россия, 170021, Тверь, ул. 2-я Грибоедова, д. 24, E-mail: holmez@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-4840-3135
Безруков Андрей Львович ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Россия, 170021, Тверь, ул. 2-я Грибоедова, д. 24, E-mail: holmez@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-0671-7067

В статье рассматривается процесс выбора религии в современном социуме. Основные факторы, определяющие поведение индивида в ситуации определения религиозного предпочтения, рассматриваются в свете религиоведения, психологии и социологии. Типологизация религий в рамках работы подразумевает два вида: религии личного опыта и догматические религии. На примере неопротестантских, неоиндуистских и неоязыческих религиозных групп выявлены мотивационные установки, приводящие современного человека в число адептов новых религиозных движений, основанных на культивировании личного опыта соприкосновения с запредельным.

Литература:

1. Брянчанинов Игнатий, святитель. Приношение современному монашеству. — Новое небо, 2018. — 472 с.

2. Изведник русского язычества // Вестник традиционной культуры. — Вып. 1 / Под ред. д-ра филос. наук А.Е. Наговицына. — М.: Издатель Воробьев А.В., 2003 [Электронный ресурс]. — URL: http://slavya.ru/delo/krug/izvednik.htm. — Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 28.08.2016).

3. Основы веры // Церковь «Новое поколение» [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.ng.lv/rus/cerkov/osnovi_veri. — Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.05.2016).

4. Пелипенко А.А. Контрэволюция. — М.: Знание, 2016. — 240 с.

5. Торчинов Е.А. Путь запредельного: Религии мира. Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб.: ООО «Издательство «Пальмира», 2017. — 540 с.

6. Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. — Вильнюс: б. и., 1991. — 600 с.

7. Шавельский Г.И., прот. Русская церковь пред революцией. — М.: Артос-медиа, 2005. — 510 с.

8. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. — М. — Иерусалим: Мосты культуры — Гешарим, 2017. — 510 с.

1. Bryanchaninov Ignatiy, svyatitel. Prinosheniye sovremennomu monashestvu. — Novoye nebo, 2018. — 472 s.

2. Izvednik russkogo yazychestva // Vestnik Traditsionnoy Kul'tury. — Vyp. 1. Pod red. dokt. filos. nauk A.Ye. Nagovitsyna. — M.: Izdatel' Vorob'yev A.V., 2003 [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://slavya.ru/delo/krug/izvednik.htm, svobodnyy. — Zagl. s ekrana (Data obrashcheniya: 28.08.2016).

3. Osnovy very // Tserkov' Novoye Pokoleniye [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ng.lv/rus/cerkov/osnovi_veri, svobodnyy. — Zagl. s ekrana (Data obrashcheniya: 18.05.2016).

4. Pelipenko A.A. Kontrevolyutsiya. — M.: Znaniye, 2016. — 240 s.

5. Torchinov Ye.A. Put' zapredel'nogo: Religii mira. Psikhotekhnika i transpersonal'nyye sostoyaniya. — SPb.: OOO Izdatel'stvo “Pal'mira”, 2017. — 540 s.

6. Florovskiy G.V., prot. Puti russkogo bogosloviya. — Vil'nyus: b. i., 1991. — 600 s.

7. Shavel'skiy G.I., prot. Russkaya Tserkov' pred revolyutsiyey. — M.: Artos-media, 2005. — 510 s.

8. Sholem G. Osnovnyye techeniya v yevreyskoy mistike. — M. — Iyerusalim: Mosty kul'tury — Gesharim, 2017. — 510 s.

Статья поступила 12.07.2020

Выбор религии в современном мире является полифакторным актом, причем чем сложнее происходящие социальные и культурные процессы, тем сильнее выражена полифакторность, подразумевающая множество причин, как объективных, так и субъективных, привычно хорошо сознаваемых и недооцененных (например, роль психоконституциональных факторов, которые в «лучших» традициях посткантовского трансцендентализма и искаженной им антропологии вообще не рассматриваются как актуальная проблема), которые влияют на выбор нашими современниками той или иной религиозной группы и необходимость идентификации с ней. Можно говорить о следующем важном тренде: выбор все чаще становится актом преимущественно социальным, сопряженным с особенностями членства в той или иной группе, и все менее гносеологическим, связанным с отысканием истины, какой бы «неудобной» она ни была. Еще один тренд, дополняющий первый, — ориентация на религию, приносящую комфорт, повышающую успешность, избавляющую от проблем. В определенном секторе эти тренды если и не смыкаются, то предельно сближаются, поскольку социальная неуспешность для большинства исключает комфортность и воспринимается как неуспешность, лузерство (откуда и привычная оценка, например, дауншифтерства как явления полного социального поражения индивида, несмотря на то что дауншифтерство все чаще становится продуманным сценарием бегства от подавительно-манипулятивных культурных практик). Еще одна особенность нынешней социокультурной ситуации часто ускользает от взора религиоведа: это массовый сенсорный голод при низкой толерантности к нему и сформировавшейся привычке быстро его удовлетворять, чему служат современные технологии связи, только усугубляя проблему. Потребность в постоянном вербализированном диалоге как проявление неспособности справляться с сенсорным дефицитом создает предпосылку для появления специфических предпосылок, которые детерминируют современный религиозный выбор.

В целом, несмотря на то, какой из этих трендов мы примем за основной, создается впечатление, что большинство современников ориентированы на поиск «удобной» религии, религии, адаптированной под ритм и стандарты XXI в., не требующей от своих адептов многого, не мешающей «жить», но при этом позволяющей чувствовать себя «духовной» личностью (при том что слово «духовный» имеет неопределенно большое число пониманий, превращаясь в неясный вербальный конструкт с низкими объяснительными возможностями). При этом обнаружилась несостоятельность отдельных прогнозов, связанных с внедрением протестантской трудовой этики в культуры, выросшие на ином религиозном субстрате, с достижением идиллических результатов «работы шесть дней в неделю, слушания проповеди по воскресеньям и беспроблемного процветания круглый год» (мы с интересом наблюдали, как к концу 1990-х гг. популярность работ М. Вебера среди части либертинствующей публики резко снизилась параллельно с пониманием того, что «Протестантская этика и дух капитализма» — вовсе не реформационная программа, а очень осторожное социологическое исследование). Однако все более частотное социальное осмысление религии является отчетливо заметным и несомненным процессом. Религия в этом случае отождествляется с религиозной группой, ее социальными характеристиками и набором последствий, определяемых присоединением: набором требований, удобством, эстетическими установками, уровнем престижа, возможностью влияния на карьерный рост и т.п. При внимательном рассмотрении мы увидим, что, несмотря на эту тенденцию, значительная часть людей, вовлеченных в ситуацию религиозной самоидентификации, все же не следуют этим путем. Но речь в данный момент не об «ортодоксах» и «традиционалистах» в рамках разных религий и конфессий; масса религиозных групп, прежде всего в сфере новых религиозных движений (НРД), не являются образцом «удобных» религиозных сообществ, предъявляя своим носителям жесткие требования, требующие больших материальных и духовных усилий и затрат. Востребованность такого рода НРД заставляет задуматься, какие факторы являются наиболее действенными и какие черты сообщества оказываются привлекательными для индивидуума при выборе именно этих религиозных течений, в то время как исследователи уже готовы смириться с ситуацией повсеместного религиозного прагматизма и безразличия к самой постановке вопроса об истинности.

Для Цитирования:
Лебедев Владимир Юрьевич, Безруков Андрей Львович, Выбор религии в контексте специфики религиозного опыта. Вопросы культурологии. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: