По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.01.001.02

Выбор параметров зубчато-реечного движителя с учетом технологии эксплуатации

Лукиенко Л. В., д-р техн. наук, доцент, ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 300026, Тула, пр-т Ленина, д. 125, е-mail: lukienko_lv@mail.ru
Исаев В. В., ООО «КНАУФ-Гипс Новомосковск», 301661, Тульская обл., Новомосковск, Гражданская ул., д. 14

В работе рассмотрена стадия устойчивого изнашивания и приняты величины интенсивностей изнашивания материалов колеса и рейки, полученные в результате обработки результатов шахтных экспериментов, проведенных НИУИ (Московская обл.). Представлены результаты разработки зубчато-реечных движителей, предназначенных для перемещения шахтных электровозов в наклонных выработках, проведен сравнительный анализ различных вариантов этих конструкций и произведена их оценка с точки зрения снижения процесса изнашивания.

Литература:

1. Стационарные и тормозные режимы работы бесцепных систем перемещения очистных комбайнов / В.А. Бреннер, К.А. Головин, Т.В. Ковалёва, Л.В. Лукиенко, А.Е. Пушкарёв. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. — 220 с.

2. Бесцепные системы подачи очистных комбайнов / Ю.Н. Семёнов, В.Г. Лукиенко, Б.М. Геллер — Москва: Недра, 1988. — 152 с.

3. Барков, А.Ю. Режимы нагружения привода грузопассажирского строительного подъемника с зубчато-реечным механизмом подъема. Автореферат дисс… к. т. н. — Москва, 2003.

4. Самойлова, А. В., Онищенко, В.П. Оценка жесткости зубьев конических зубчатых колес с круговыми двояковыпукло-вогнутыми зубьями // Вестник НТУ ХПИ. — 2010. — С. 135–140.

5. Болтян, А. В., Горобец, И.А. Теория инженерных решений. — Донецк, ДонНТУ, 2004. — 162 с.

6. Замрий, А.А. Проектирование и расчет методом конечных элементов в среде APM Structure 3D. — Москва: Изд-во АПМ, 2010. — 376 с.

7. Светлицкий, В.А. Статистическая механика и теория надежности. — Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. — 504 с.

8. Зарубин, В.С. Математическое моделирование в технике. — Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. — 495 с.

9. Крюков, С.В. Структурное моделирование механических систем. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. — 254 с.

10. Баус-Нойфанг, Б., Великанов, Д. В., Русинек, Ю. Подвесные и напочвенные дизель-гидравлические локомотивы для перемонтажей механизированных комплексов «тяжелого» класса // Уголь. — 2011. — №2. — С. 18–20.

11. Гриб, В.В. Решение триботехнических задач численными методами. — Москва: Наука, 1982. — 112 с.

12. Лукиенко, Л. В., Гельфанд, Л. М., Андропова, Т.Н. Перспективы совершенствования тяговых органов бесцепных систем подачи // Уголь. — 1992. — №5. — С. 25.

В современных условиях при значительном усложнении горно-геологических условий и удалении места добычи полезных ископаемых от места подъема на поверхность безаварийная работа транспортной системы подземного предприятия приобретает первостепенное значение. На большинстве шахт и рудников со сложными горно-геологическими условиями транспортировка полезных ископаемых осуществляется шахтными электровозами, которые могут работать в выработках с уклоном от 0,005 до 0,05%. Задача расширения области эффективной и безопасной эксплуатации на уклонах, превышающих указанные выше значения, представляется актуальной. Ее решение может быть достигнуто за счет применения зубчато-реечных движителей, которые обладают целым рядом достоинств: высокой надежностью и простотой обслуживания.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи исследований:

1. Проанализировать конструкции шахтных электровозов и опыт применения зубчато-реечных передач в тяжело нагруженных технологических машинах и разработать систему перемещения шахтного электровоза в выработках с уклоном более 0,005.

2. Разработать математическую модель, позволяющую проводить комплексное проектирование системы перемещения, отличающуюся учетом влияния жесткости элементов системы на работу передачи с возможностью обеспечения безударной работы зацепления на стадии проектирования.

3. Обосновать рациональное сочетание геометрических параметров приводной шестерни, колеса и рейки и провести аналитические исследования нагруженности зубчато-реечных передач для разработки тягового органа с необходимой и достаточной металлоемкостью.

4. Провести вычислительный эксперимент для определения интенсивности изнашивания зубчато-реечной передачи.

5. Разработать ресурсосберегающую технологию изготовления зубчато-реечных движителей для шахтных электровозов.

Анализ существующих вариантов подъема шахтного электровоза показал, что при применении лебедки возможны колебания электровоза с амплитудой до 13 мм, что может негативно сказаться на надежности каната, лебедки и электровоза, увеличивая их динамическую нагруженность. Применение конвейерного подъема добытого полезного ископаемого в наклонных выработках, имеющих радиус поворота, также весьма затруднено. Использование зубчато-реечных передач, обладающих повышенной надежностью, жесткостью и неприхотливых в обслуживании, хорошо зарекомендовавших себя при работе в шахтных условиях, позволит значительно расширить область применения шахтных электровозов на углы с уклоном более 0,005.

Для Цитирования:
Лукиенко, Исаев, Выбор параметров зубчато-реечного движителя с учетом технологии эксплуатации. Главный механик. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: