Е. ШУГРИНА: ПРОЕКТИРУЕМ БУДУЩЕЕ: ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ1
Местное самоуправление всегда является аполитичным, решающим вопросы непосредственного жизнеобеспечения интересов своего территориального коллектива. Не случайно с принятием закона о поправке произошла весьма примечательная рокировка в части полномочий: полномочия по общественному порядку исключили, но добавили полномочия по доступности медицинской помощи (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации). Восстановлена логика «кесарю кесарево» — за безопасность отвечает государство, а за непосредственное жизнеобеспечение — местное самоуправление. Уместно напомнить, что оказание первичной медицинской помощи и в дореволюционное время связывалось именно с местным уровнем; деятельность земств была основана на трех китах — муниципальной статистике, муниципальном образовании и муниципальном здравоохранении. Названная тенденция не является чисто российским трендом.
Так, в рекомендациях Всемирного форума местных и региональных лидеров (Мехико, 20 ноября 2010 года) говорится, что «сильное местное самоуправление является существенным элементом как для экономического и социального прогресса, так и для демократии». Поскольку же управление городами, поселками, районами и поселениями сегодня становится решающим фактором в определении результатов публичной политики, в рекомендациях отмечается необходимость поставить во главу угла проблем развития обеспечение для местных и региональных органов «правильных юридических задач, ресурсов и возможностей», создание «эффективной системы многоуровневого управления, в которой все уровни — от глобального до местного — работают сообща, чтобы решить общие проблемы и учиться вместе». И это новые реалии, общемировой тренд.
Одним из краеугольных для местного самоуправления вопросов является, каким бы странным это ни показалось, вопрос взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти. У этого вопроса есть несколько аспектов.