В наши дни санкционное давление соседствует с необходимостью проведения политики, направленной на защиту внутреннего рынка. Одна из возможных мер — стандартизация и техническое регулирование.
Во многом это касается специального машиностроения, так как оно затрагивает большое количество отраслей, в том числе и агропромышленный комплекс. Вопросы реализации мер обсуждались на Российском агротехническом форуме, который прошел 7 октября 2024 г. на площадке «Крокус Экспо».
Об эффективности механизмов стандартизации нам рассказал Пронин Вячеслав Вадимович, заместитель директора Ассоциации «Росспецмаш».
— Насколько эффективны механизмы стандартизации и технического регулирования, если говорить про защиту внутреннего рынка?
— В целом, если анализировать опыт промышленно развитых западных и восточных стран, то на текущий момент все они отдают предпочтение нетарифным механизмам защиты рынка, как раз техническому регулированию. Это требования безопасности, экологические нормы, нормы безопасности операторов машинного оборудования и так далее. Они в первую очередь ставят во главу угла защиту работников, людей и окружающей среды.
Но при этом они туда добавляют такие небольшие элементы, которые позволяют действия представителей некоторых стран, так сказать, скорректировать. Например, гонка по экологическим требованиям между Европой и США. Эти экологические стандарты, которые предъявляют требования к выбросам, уже дошли до смешного: выхлопные газы от машин уже должны быть чуть ли не чище, чем воздух в окружающей среде. И это как раз говорит о том, что они пытаются таким образом отсечь какой-то менее технологичный импорт, поступающий в их страну.
Так вот, изучение этого опыта показывает, что нам нужно стремиться от каких-то тарифных мер переходить к техническим, нетарифным мерам защиты своего рынка, мерам вот такого протекционизма. Зарубежный опыт показывает, что это максимально эффективное решение.
Например, введение какой-нибудь пошлины может быть скомпенсировано просто экспортной субсидией. А вот техническое ограничение на ввоз, требования к металлу, выхлопам, вибрации обойти сложно. Все это влечет за собой конструкторскую переработку машин, омологацию. А все для того, чтобы техника соответствовала требованиям рынка, на который она поставляется. Это гораздо дороже, сложнее, и это требует значительных как временных, там и людских ресурсов. Поэтому меры технического регулирования крайне эффективны при их правильном использовании.