Можно ли установить водителям автомобиля с суммированным учетом рабочего времени рабочий день с 08:00 до 21:00 с 30-минутным перерывом для отдыха и питания?
указанный в вопросе режим рабочего дня водителя автомобиля не соответствует трудовому законодательству.
Режим рабочего времени и времени отдыха, в том числе продолжительность ежедневной работы (смены), устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором (ст. 57, 100 ТК РФ).
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей установлены Положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение) (ст. 100, 329 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 10.12.2002 № 877).
Согласно п. 7 Положения, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов. Если по условиям производства (работы) нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени водителя не может быть соблюдена, ему устанавливается суммированный учет рабочего времени (п. 8 Положения). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, а в случаях, предусмотренных п. 10–12 Положения, — 12 часов (п. 9 Положения).
Таким образом, продолжительность ежедневной работы (смены) водителя в любом случае не может превышать 12 часов (см., например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.02.2016 № 02 АП-10113/15, определение Белгородского областного суда от 07.10.2014 № 33–4190/2014). Следовательно, установление водителю автомобиля рабочего дня продолжительностью 12 часов 30 минут, что имеет место быть в данном случае, не соответствует трудовому законодательству.